Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Нидерландские живописцы XVII века писали обычных людей за повседневными делами. Они раскрыли для нас шумные сельские таверны и крестьянские дома,тихий уют внутренних дворов и гостиных. В Галерее Королевы в Букингемском дворце проходит выставка«Мастера повседневности: Голландские художники эпохи Вермеера». Это 27 шедевров из Королевской коллекции,среди которых произведения Геррита Доу, Габриэля Метсю, Яна Стена, Питера де Хоха, и,конечно же,«Дама у вирджинала с кавалером» или«Урок музыки» Яна Вермеера.
Попробуем«прочитать» намёки и истории,которые зашифровали старые мастера в своих жанровых сценах.
Несмотря на рутинные сюжеты, — это может быть приготовление еды,застолье,музицирование или семейные игры, — каждая картина уникальна не только как художественный шедевр,но и как исторический документ. На полотнах,вроде бы хорошо знакомых современному зрителю,тщательно отображены детали,которые придают работам более глубокий смысл или передают моральные послания.
Сейчас,по иронии судьбы,наиболее известной голландской картиной в Королевской коллекции является«Урок музыки» Вермеера: в ярко освещённой комнате с мраморным полом женщина играет на клавесине-вирджинале,а ей подпевает изыскано одетый кавалер. Однако в начале XIX века,когда Вермеер едва не канул в безвестность,это полотно приписывалось другому художнику. Удивительную композицию критики тогда находили«неизящной» и «безвкусной»: в центре находится неодушевлённый стол,покрытый роскошным ковром,а человеческая драма вытолкнута на задний план и как бы ускользает от нашего внимания.
Даже Георг III,страстный поклонник и собиратель голландской живописи,повесил эту нелюбимую картину в дальнем углу Виндзорского замка. Теперь же мы восхищаемся мастерством Вермеера,который не стал украшать каждый миллиметр своего холста малоинтересными деталями.
Ещё одна значимая работа — картина ученика Рембрандта Геррита Доу«Девушка,режущая лук»(1646). Молоденькая служанка смотрит на нас,словно застигнутая врасплох — будто мы только что прервали её работу. Свет из окна слева выхватывает из полумрака висящую вниз головой мёртвую куропатку,пустую птичью клетку и лежащий на боку кувшин.
Как и многие другие картины на выставке,эту можно«читать» особым образом. Для голландских художников вроде Доу обилие деталей — это не только возможность показать своё мастерство,но и способ передать тонкости смысла. В данном случае пустую птичью клетку можно«расшифровать» как символ утраченной девственности. На это намекает куропатка(голландское слово«vogelen», означающее«ловить птиц», также является эвфемизмом для«заниматься сексом») и лук,который тогда считался афродизиаком. Кстати,мальчишка на картине вполне мог бы сойти за Купидона,не будь он одет и бескрыл.
Доу представлен на выставке ещё одной картиной,«Молодая мать»(1658), — единственной,взятой напрокат из галереи Маурицхёйс. Между этими двумя работами можно провести параллели: свет из окна слева освещает ещё одну светловолосую девушку,которую застали за работой,кувшин так же лежит на боку,на переднем плане — овощи(на этот раз морковь) и всё та же пустая клетка. Вот только теперь мы перенеслись из эротических интриг«нижнего» мира кухни в хорошо обставленные верхние покои тогдашней голландской элиты.
Геррит Доу,фрагмент картины«Молодая мать»(1658)
Такие жанровые сцены напоминают нам о заказчиках картин. Это не кардиналы или дворяне,которым требовались изысканные сюжеты на религиозную,историческую или мифологическую тематику. В отличие от остальной Европы,в Голландской республике покупателями были предприимчивые буржуа,которые хотели видеть на полотнах себя в окружении вещей,свидетельствующих о богатстве и процветании.
Это и объясняет в целом скромные масштабы и «повседневные» мотивы голландской жанровой живописи: она предназначалась для городских домов,а не для дворцов и соборов.
Выставка«Мастера повседневности: Голландские художники эпохи Вермеера» будет открыта в Букингемском дворце до 14 февраля 2016 года.
После она переедет в галерею Холирудского дворца в Шотландии(4 марта — 24 июля), а в сентябре более 20-ти картин войдут в одноимённую экспозицию в галерее Маурицхёйс в Гааге.
Иллюстрация: Герард Терборх,«Кавалер,заставляющий даму пить»(1659)