Более 120 работ раннего периода творчества Ван Гога выставлены в нидерландском музее, который располагает второй по величине в мире коллекцией работ художника. Возможность составить представление о творческих поисках Винсента выпадает не часто: большинство рисунков хранят в запасниках.
В экспозиции — работы художника, созданные с 1880 по 1885 год. Они не часто бывают на публике: хрупкие рисунки не любят свет и требуют особых условий хранения
Шьющая женщина и кот
1881
Кураторы отмечают уникальную возможность, предоставленную столь обширной и в то же время «специализированной» выставкой: проследить за тем, как Ван Гог стремился подчеркнуть объем и движение на своих работах. Ему было недостаточно просто «показывать реальность» даже в т.н. ранние годы творчества — именно этим объясняется намеренная «неаккуратность» выполнения некоторых работ. Образы, запечатленные таким способом, получаются «живее, чем в жизни».
Рисунки Винсента на выставке сопровождают размещенные на стендах цитаты из его писем.
Рисунки Винсента на выставке сопровождают размещенные на стендах цитаты из его писем.
«Я говорю это снова: работа — противопоставление безразличию. Настойчивость нелегка, однако вещи, которые даются легко,
значат меньше».
значат меньше».
Угольщицы с мешками
1881, 43×60 см
Сидящая женщина
1882
«Особенности творчества художника Винсента Ван Гога: ранние работы относят к такому направлению живописи, как реализм
. Они написаны в довольно мрачной цветовой гамме.
Для цикла под названием „Головы крестьян“ и первой своей значимой картины „Едоки картофеля“ Ван Гог использует в основном землистые оттенки. Палитра художника меняется после переезда в Париж в 1886 году, его полотна насыщаются чистыми, яркими цветами…»
«…Миссионерская деятельность, с которой Винсент в 1879 году приехал в бельгийский шахтерский поселок Боринаж, однако, не увенчалась успехом. Молодой проповедник принял слишком близко к сердцу тяготы жизни шахтеров, стал отдавать им одежду и еду, подрывая собственное здоровье, и перестал мыться, чтобы походить на черных от угольной пыли жителей поселка. В конце концов, Винсента Ван Гога отстранили от работы в Боринаже, посчитав, что он подает плохой пример своей пастве. Ван Гог очень страдал из-за своего провала в качестве миссионера, однако именно в этот период он начал много рисовать. И чем больше он увлекался живописью, тем слабее становился в нем религиозный пыл…» — Факты биографии и примечательные моменты, связанные с творчеством — в биографии художника в Артхиве
Для цикла под названием „Головы крестьян“ и первой своей значимой картины „Едоки картофеля“ Ван Гог использует в основном землистые оттенки. Палитра художника меняется после переезда в Париж в 1886 году, его полотна насыщаются чистыми, яркими цветами…»
«…Миссионерская деятельность, с которой Винсент в 1879 году приехал в бельгийский шахтерский поселок Боринаж, однако, не увенчалась успехом. Молодой проповедник принял слишком близко к сердцу тяготы жизни шахтеров, стал отдавать им одежду и еду, подрывая собственное здоровье, и перестал мыться, чтобы походить на черных от угольной пыли жителей поселка. В конце концов, Винсента Ван Гога отстранили от работы в Боринаже, посчитав, что он подает плохой пример своей пастве. Ван Гог очень страдал из-за своего провала в качестве миссионера, однако именно в этот период он начал много рисовать. И чем больше он увлекался живописью, тем слабее становился в нем религиозный пыл…» — Факты биографии и примечательные моменты, связанные с творчеством — в биографии художника в Артхиве
Едоки картофеля (эскиз маслом)
1885, 72×93 см
Зрителям, кроме созерцания работ Винсента Ван Гога, приготовили цельное путешествие во времени для лучшего понимания творчества художника: последние десятилетия XIX века представлены также репродукциями фотографий Генри Берсенбрюгге (Henri Berssenbrugge, 1873−1959). Созданием экспозиции занимался специально приглашенный куратор Аук ван дер Вуд (Auke van der Woud), автор бастселлера о жизни в Голландии в XIX столетии, также бывший куратор музея в период 1974—1981 гг. г.
Ткач у станка (вид спереди)
Май 1884, 70×85 см
Этюд с деревом
Апрель 1882
Напомним, что музей Крёллер-Мюллер (Национальный парк Де-Хоге-Велюве близ поселения Оттерло в Нидерландах, в провинции Гелдерланд) обладает второй по размерам коллекцией картин Винсента Ван Гога (87 полотен. Первенство принадлежит собранию живописи Музея Винсента Ван Гога в Амстердаме: около 200 картин и 400 рисунков).
Дело в том, что Елена Крёллер-Мюллер (1869—1939) — крупный коллекционер своего времени, имя которой носит музей, — была одной из первых, кто оценил гениальность Ван Гога. Она активно покупала работы Винсента, а в 1935 г., незадолго до смерти, сделала свою коллекцию общественным достоянием. Музей открылся в 1938 году.
Дело в том, что Елена Крёллер-Мюллер (1869—1939) — крупный коллекционер своего времени, имя которой носит музей, — была одной из первых, кто оценил гениальность Ван Гога. Она активно покупала работы Винсента, а в 1935 г., незадолго до смерти, сделала свою коллекцию общественным достоянием. Музей открылся в 1938 году.
Работы Винсента Ван Гога, которые хранятся в определенном музее или собрании, можно посмотреть в нашей галерее работ художника, настроив фильтр: так, выбрав из списка меню «музей Крёллер-Мюллер», вы получите соответствующую галерею. Добро пожаловать в музей!
Выставка «Ранний Ван Гог», которая открылась 24 сентября 2016 г., продлится до 9 апреля 2017 года. Затем рисунки художника снова будут долгое время недоступны публике.
По материалам и фото пресс — релиза музея Крёллер-Мюллер и авторским материалам «Артхива»