Национальная портретная галерея в Лондоне готовится открыть выставку, которую в СМИ уже назвали «блокбастером года». «Портреты Пикассо» — это подборка из более чем 80-ти работ мастера, многие из которых не выставлялись на протяжении десятилетий. Экспозиция раскрывает удивительное разнообразие и новаторство в творчестве одного из культовых художников XX столетия.
Портреты членов семьи, друзей и любовниц охватывают все периоды карьеры Пикассо — от реалистических картин детства до поздних ультра-экспериментальных полотен.
Портрет Даниэля Анри Канвейлера
1910, 100.4×72.4 см
Последняя крупная выставка портретов кисти Пикассо проходила более 20 лет назад — в 1990-х годах. Особенность нынешней экспозиции в том, что тут будут представлены как известные шедевры, так и менее знаменитые работы.
«Для публики эта выставка будет полна сюрпризов», — обещает Бернардо Ланиадо-Ромеро (Bernardo Laniado-Romero), директор Музея Пикассо в Барселоне, соорганизатора показа.
Экспозиция начнётся с серии автопортретов, по которым видно, как с годами менялся стиль Пикассо. Ещё одной изюминкой станут изображения близких друзей художника и знаменитостей: Игоря Стравинского, Гийома Аполлинера, Жана Кокто, Ольги и Жаклин Пикассо — жён мастера.
Пабло Пикассо, фрагмент портрета Нюш Элюар (1938)
Весомости выставке «Портреты Пикассо» добавляет и то, что здесь представлены работы не только из общественных галерей и национальных музеев, но и из частных коллекций. Произведения испанского мастера можно увидеть практически в любой стране мира, но шанс насладиться десятком картин, которые находятся в приватном владении, выпадает очень редко.
Слева: «лицом» выставки «Портреты Пикассо» стал «Портрет Ольги» (1923) из частной коллекции
Стиль Пикассо значительно менялся в течение всей его жизни. «Мастер сильно зависел от перепадов настроения, и эмоциональный диапазон его картин так же велик, как и у произведений великих драматургов и романистов», — поясняет куратор выставки, арт-историк Элизабет Каулинг (Elizabeth Cowling).
По её словам, подбор работ, представленных в экспозиции, многих может удивить. Например, кураторы отвергли «Плачущую женщину», несмотря на то, что написана она была с Доры Маар. Как пояснила Элизабет Каулинг, главное в этой картине — не сама модель, а тема страха и страданий во время гражданской войны в Испании.
По её словам, подбор работ, представленных в экспозиции, многих может удивить. Например, кураторы отвергли «Плачущую женщину», несмотря на то, что написана она была с Доры Маар. Как пояснила Элизабет Каулинг, главное в этой картине — не сама модель, а тема страха и страданий во время гражданской войны в Испании.
Автопортрет с палитрой
1906, 91.9×73.3 см
Проблема выбора осложнялась ещё и тем, что Пикассо много экспериментировал, пытаясь бросать вызов понятиям, которые составляют саму основу портрета. Поскольку художник никогда не работал по заказу и пользовался полной свободой выражать собственное видение, он искал всё новые способы изобразить своих натурщиков — как правило, других свободомыслящих людей из близкого круга.
Картина «Сидящий мужчина» Пабло Пикассо на предаукционном показе Christies’s в Лондоне. По предварительным оценкам, она принесёт 12 млн долларов на торгах в Нью-Йорке. Фото: AP / The Guardian
Выставка представляет полный спектр творчества Пабло Пикассо — от реалистичных произведений, написанных в детстве, до смелых абстрактных композиции, к которым он тяготел в преклонном возрасте. Для некоторых портретов модели позировали в живую, другие были написаны по воспоминаниям.
Личное отношение Пикассо к натурщикам придаёт портретам особую индивидуальность. Например, его возлюбленная Мария-Тереза Вальтер изображается в светлых пастельных тонах и с чувственными изгибами, в то время как Маар — его следующая спутница — предстаёт перед нами в кислотных цветах и с угловатыми формами. Говорят, что Пикассо называл её «прекрасной печальной Дорой».
Личное отношение Пикассо к натурщикам придаёт портретам особую индивидуальность. Например, его возлюбленная Мария-Тереза Вальтер изображается в светлых пастельных тонах и с чувственными изгибами, в то время как Маар — его следующая спутница — предстаёт перед нами в кислотных цветах и с угловатыми формами. Говорят, что Пикассо называл её «прекрасной печальной Дорой».
Пабло Пикассо. Фото: Robert Doisneau
Выставка «Портреты Пикассо» в Национальной портретной галерее в Лондоне откроется 6 октября и будет работать
до 5 февраля 2017 года.
до 5 февраля 2017 года.
По материалам официального сайта Национальной портретной галереи в Лондоне и artfund.org. Главная иллюстрация: Пабло Пикассо, фрагмент портрета «Женщина в шляпе (Ольга)» (1935)