Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Женщины находились в центре вселенной Пьера Огюста Ренуара на протяжении всей его карьеры. Раскрыть часть этого мира художника и его моделей решил центр Fundación MAPFRE Cultura в Барселоне. Там начинается выставка«Ренуар и женщины. От идеалов модерна к классическим идеалам», большинство из 60-ти экспонатов для которой предоставили музеи Орсе и Оранжери.
В течение всей своей долгой жизни Ренуар писал женщин,любовниц,жену,подруг,актрис,профессиональных моделей и девушек с улицы.
Пьер Огюст Ренуар(1941 — 1919) начинал с росписи фарфора. Затем он встретил Клода Моне, Альфреда Сислея и Фредерика Базиля вместе с которыми начал писать на пленэре в пригородах Парижа. За этим последовали«годы боевых действий», когда молодым живописцам приходилось бороться за места в официальном Салоне живописи. В конце концов,Ренуар был представлен там в 1864 году,а в 1874-м и 1876 годах принял участие в двух первых выставках импрессионистов — со сценами из современной жизни. После успеха в Салоне 1879 года он начал постепенно отходить от импрессионизма. В 1881 году после путешествия по Италии,изучения фресок в Помпеях и искусства эпохи Возрождения,художник начал экспериментировать с более традиционными методами и темами.
Но и с первых лет его карьеры во времена Второй империи и до взлёта импрессионизма во второй половине 1870-х годов,и после возвращения к традициям и Энгру в 1880-х годах,и период по-рубенсовски ярких цветов,прекрасный пол оставался для Ренуара основным источником вдохновения,вечным объектом соблазнения и живым воплощением искусства и красоты. Даже на склоне лет,страдая жестоким артритом,художник продолжал писать роскошные,скульптурные изображения женщин в своей усадьбе«Колетт» неподалёку от городка Кань-сюр-Мер.
Критики быстро рассмотрели Ренуара как величайшего живописца женщин среди современников. «Он истинный художник молодых женщин: цветущую кожу,бархат плоти,мимолётный взгляд и элегантные наряды он изображает с солнечной лёгкостью», — отметил писатель Жорис Карл Гюисманс после визита на выставку импрессионистов в 1882 году.
После того,как Ренуар сосредоточился на изображении купальщиц,он заслужит от арт-критика Арсене Александра титул«великого художника ню нашего времени».
Такие ранние большие картины Ренуара,как«Бал в Мулен де ла Галетт», демонстрируют нам стратегии обольщения среди его современников и переносят«галантный век» в Париж периода Третьей республики. Но постепенно мужские фигуры начинают исчезать с его полотен,картины становятся миром исключительно женщин,всё более юных и радостных,как видно из поздних«Купальщиц». Страсть Ренуара к идеалу привела его к созданию уникального женского типа,синтеза девушки из Монмартра со смеющимися глазами,крепкой крестьянки из Шампани и моделей Энгра,Фрагонара и Тициана.
«Он был,прежде всего,преданным художником женщин,и именно в его работах мы завтра распознаем правдивую интерпретацию современного женского идеала», — писали в прессе на следующий день после его смерти в 1919 году. Этот идеал,воплотивший чувствительность целой эпохи,и принёс Ренуару почти единодушное признание.
В своих«Поисках утраченного времени»(«У Германтов», 1920 — 1921) Марсель Пруст написал: «Идущие по улице женщины непохожи на прежних,потому что они ренуаровские женщины,те самые ренуаровские женщины,которых мы когда-то не принимали за женщин»(цитата в переводе Николая Любимова, — прим. ред.).
Больше арткрыток с цитатами Пьера Огюста Ренуара смотрите тут
Работы Ренуара даже приводились в качестве аргумента в дебатах о женской сущности,которая потребовала переосмысления и новых формулировок в эпоху социальных потрясений на рубеже XIX и XX веков. Своими женщинами — одновременно современными и примитивными,первобытными и классическими,сладострастными и целомудренными, — Ренуар даёт собственный ответ на переживания своего времени.
Выставка«Ренуар и женщины. От идеалов модерна к классическим идеалам» открылась 17 сентября и будет работать до 8 января 2017 года.
По материалам Музея Орсе и Fundación MAPFRE Cultura в Барселоне. Главная иллюстрация: Пьер-Огюст Ренуар,фрагмент картины«Бал в Мулен де ла Галетт»(1876)