войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

В Базеле изучают изображения Христа от Кранаха до Гольбейна и представляют Гольциуса-издателя

Две знаковые выставки параллельно проходят в Базельском художественном музее. Первая посвящена изображениям Христа в XV — XVI веках. Вторая представляет нидерландского маньериста Хендрика Гольциуса не только как талантливого гравёра, но и как издателя и предпринимателя. В экспозиции — шедевры мастера из сокровищницы Гравюрного кабинета Базельского художественного музея.
В Базеле изучают изображения Христа от Кранаха до Гольбейна и представляют Гольциуса-издателя

«Археология спасения»

В 1516 году Йоханнес Фробен напечатал в Базеле Новый Завет — перевод с греческого, сделанный Эразмом Роттердамским. Теперь город празднует 500-летие этого эпохального издания серией выставок и специальных мероприятий. Так, в Базельском художественном музее открыта экспозиция «Археология спасения», чья задача — продемонстрировать образ Христа, принятый во времена Эразма, и проследить его преобразования.
Ноэль Бельмар, «Поклонение волхвов» (1521), 2,25×1,12 м. Базельский художественный музей
Ноэль Бельмар, «Поклонение волхвов» (1521), 2,25×1,12 м. Базельский художественный музей
Эразм Роттердамский очень настороженно относился к визуальным образам. Как учёный и бывший каноник,



Эразм Роттердамский очень настороженно относился к визуальным образам. Как учёный и бывший каноник, он имел довольно расплывчатое представление о роли картин в религиозной практике. Оригинальные произведения и репродукции в залах музея помогают зрителю понять причины этого скептицизма.






Слева: Мастер из Франконии (XV в.), картина «Младенец Иисус является пастуху Герману Ляйхту», которая связана со строительством паломнической церкви Четырнадцати святых заступников (помощников) в окрестностях города Бад-Штаффельштайн — выдающегося памятника баварского рококо

В экспозиции можно увидеть редко выставляемые сокровища из коллекции самой базельской галереи, а также несколько экспонатов из частных собраний и немецких музеев. Последние восполняют неизбежные пробелы, например, в Художественном музее Базеля нет «Святой родни» — католической композиции с изображением членов всех боковых линий семьи Христа. Одолжить пришлось и Vera Icon («Истинный образ», в православной традиции — «Спас нерукотворный», то есть лик Христа, проступивший на плате благочестивой еврейки Вероники, которым она стёрла пот и кровь с лица Иисуса по пути на Голгофу).
И, наконец, экспозиция проливает свет на обстоятельства происхождения наиболее известного своего экспоната — картины «Мёртвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна Младшего. Это особое произведение — плод упорной борьбы за максимальную достоверность — предвосхитило методы археологии, которая в качестве научной дисциплины появилась намного позже. Именно на эти новые знания и намекает название выставки, которая будет работать до 8 января 2017 года.

Увлекательные гравюры

В том же Базельском художественном музее параллельно проходит выставка под названием «Предприимчивый Хендрик Гольциус», объединившая около 80 работ мастера их Гарлема. Зрители конца XVI века были в восторге от его гравюр, чьё техническое совершенство и нетрадиционные решения не утратили своей привлекательности и по сей день. Здесь можно увидеть библейские и мифологические сцены, а также аллегории.
Хендрик Гольциус (1558 — 1617) объединял в себе три ипостаси: он был изобретателем, гравёром и издателем. А всего его предприятия сочетали поразительное творчество и высокий профессионализм.
Выставка показывает, что грандиозный успех Гольциуса не был результатом лишь его творческих усилий.



Выставка показывает, что грандиозный успех Гольциуса не был результатом лишь его творческих усилий. Издательство, которое он организовал в 1582 году, выпускало не только собственные гравюры художника, но позволило ему использовать потенциал коллег — Карела ван Мандера, Бартоломеуса Спрангера и Корнелиса Корнелиссена.

Будучи дальновидным предпринимателем, Гольциус посвящал свои произведения выдающимся личностям. В 1595 году получил привилегию на печать от императора Рудольфа II, что защитило его от подражателей.





Слева: Хендрик Гольциус, «Обрезание» (1594). Базельский художественный музей

Гольциус много внимания уделил изображению обнажённого человеческого тела в необычайно динамичных и художественных позах. Его давняя страсть к мифологическим темам в конце концов побудила его совершить поездку в Италию, где в 1590 — 1591 годах он изучал знаменитые предметы старины и шедевры местного искусства.
  • Хендрик Гольциус, «Вакх с чашей» (ок. 1595)
  • Хендрик Гольциус, «Геракл Фарнезе» (1592)
Рекомендуемые художники
Выставка шедевров Хендрика Гольциуса из сокровищницы Гравюрного кабинета Базельского художественного музея продлится до 13 ноября.
По материалам официального сайта Базельского художественного музея и artdaily.com. Главная иллюстрация: Конрад Виц (1400 — 1445) «Христос c Фомой Неверующим и Марией пред Богом-Отцом. Правое крыло триптиха»