school_banner
Регистрация

Ретроспектива Вифредо Лама открывается в Лондоне

Мне нравится1       0  
Передвижная ретроспектива Вифредо Лама, чьё имя стоит в одном ряду с Пабло Пикассо, Джексоном Поллоком и другими ключевыми фигурами искусства XX века, прибыла в конечный пункт своего европейского турне. До начала 2017 года экспозицию принимает галерея Тейт Модерн в Лондоне.
Вифредо Лам — один из самых выдающихся художников прошлого столетия, и эта ретроспектива подтверждает его место в центре мирового движения модернизма.
До визита в Лондон яркие произведения кубинского модерниста видели посетители таких значительных музеев, как Центр Помпиду в Париже и Центр искусств королевы Софии в Мадриде.
Вифредо Лам. Порог
Порог
1950, 185×170 см


Знаменитого художника, рисовальщика и скульптора Вифреда Оскара Лама и Кастильо (1902 — 1982) в конце жизни спросили, почему он писал. «Это мой способ связи с людьми, — ответил он. — Один из способов объясниться с полной свободой. Кто-то делает это с помощью музыки, кто-то с помощью литературы, я — с помощью картин».

Будущий пионер кросс-культурной живописи родился в Сагуа-ла-Гранде на Кубе, а в его жилах смешалась кровь предков из Китая, Европы, Индии и Африки. Хотя Вифредо Лам рос в католической вере, в его окружении исповедовали сантерию — религиозную практику, гибрид верований африканского народа йоруба и элементов католицизма. Эта религия впоследствии отказала значительное влияние и на его творчество.

Слева: Вифредо Лам, «Автопортрет, II» (ок. 1938)

В 14-летнем возрасте подросток переехал в Гавану, где начал делать наброски тропических растений в ботаническом саду. Спустя семь лет он закончил обучение живописи и, почувствовав отвращение к академизму и страсть к рисованию под открытым небом, решил совершить тур в Испанию. Там Вифредо Лам впервые увидел работы Поля Сезанна и Поля Гогена, а отправившись в 1938 году в Париж, познакомился Пабло Пикассо. Тот стал его другом и представил в кругу кубистов и других авангардистов.
Вифредо Лам. Обнажённая на природе
Вифредо Лам. Свет леса
  • Вифредо Лам, «Обнажённая на природе» (1944)
  • Вифредо Лам, «Свет леса» (1942)
Вифредо Лам. Женщина с головой лошади


Встреча с основателем сюрреализма поэтом Андре Бретоном окончательно сформировала стиль кубинца.

Работая в основном гуашью, он начал рисовать причудливые фигуры с фрагментарными, геометрическими телами. Часто комбинировал людей с животными, наделяя своих персонажей чертами африканских резных статуэток. Именно это особенно очаровало его коллег.

В картинах Вифредо Лама смешаны элементы кубизма, сюрреализма, африканского и афро-кубинского искусства, а фигуры людей и зверей сливаются и переплетаются с пышной тропической растительностью.

Слева: Вифредо Лам, «Женщина с головой лощади» (1950)

Одна из главных картин нынешней ретроспективы — «Джунгли», ныне принадлежащая Музею современного искусства в Нью-Йорке. Монументальное произведение написано в 1943 году, когда Лам вернулся из Европы на родину.
«Я всем сердцем желал изобразить драму своей страны, полностью выразив чёрный дух, красоту пластического искусства темнокожих, — пояснил художник. — Я знал, что она рискует остаться непонятой, но истинная картина должна заставлять воображение работать, даже если это займёт много времени».
Вифредо Лам. Джунгли
Джунгли
1943, 239.4×229.9 см
Африканцы, завезённые на Кубу испанскими и португальскими колонистами для работы на полях сахарного тростника, вынуждены были переходить в католичество, однако они привносили в него элементы своей религии (например, вуду) — так и возникла сантерия. Ритуалы они проводили глубоко в джунглях, что и отражено в «Джунглях» Вифредо Лама.
  • Вифредо Лам, «Джунгли» (фрагмент): фигура с головой лошади - намёк на одного из духов афро-кубинской мистики
  • Вифредо Лам, «Джунгли» (фрагмент): фигура с ножницами - вероятно, отсылка к уборке урожая
Картина представляет микс афро-кубинских и африканских художественных и культурных традиций с европейским кубизмом и сюрреализмом. На бумаге, дублированной на холст размером 2,4 на 2,3 метра, тесно стоят фигуры в масках, состоящие словно из несочетаемых отдельных непропорциональных частей. Кажется, будто они сливаются с плотной стеной растительности, одновременно появляясь из неё. Крайний правый персонаж держит пару ножниц (вероятно, отсылка к уборке урожая), а в похожем на коня крайнем левом можно увидеть намёк на одного из духов афро-кубинской мистики.
Вифредо Лам. Рождество
В картине «Рождество» (1947) мифы и ритуалы афро-кубинской религии сантерия и духи Ориша включены в христианское повествование и иконографию
Ретроспектива Вифредо Лама предлагает посетителям более 400 экспонатов — картин, рисунков, фотографий и редких документов. Это совершенно новый взгляд на творчество художника, построенный на хронологии его жизни в Испании, Париже и Марселе, на Кубе и в Америке, снова в Париже, затем в Каракасе, Гаване, итальянской Альбиссоле, Цюрихе и последних годах во французской столице.
Выставка «Вифредо Лам» в галерее Тейт Модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
в Лондоне откроется 14 сентября и продлится до 8 января 2017 года.
По материалам официальных сайтов MoMA и Тейт Модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
. Главная иллюстрация: Вифредо Лам, «Сомбре Малембо, бог перекрёстков» (1943)
Комментировать Комментарии
HELP