Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Передвижная ретроспектива Вифредо Лама, чьё имя стоит в одном ряду с Пабло Пикассо, Джексоном Поллоком и другими ключевыми фигурами искусства XX века,прибыла в конечный пункт своего европейского турне. До начала 2017 года экспозицию принимает галерея Тейт Модерн в Лондоне.
Вифредо Лам — один из самых выдающихся художников прошлого столетия,и эта ретроспектива подтверждает его место в центре мирового движения модернизма.
До визита в Лондон яркие произведения кубинского модерниста видели посетители таких значительных музеев,как Центр Помпиду в Париже и Центр искусств королевы Софии в Мадриде.
Знаменитого художника,рисовальщика и скульптора Вифреда Оскара Лама и Кастильо(1902 — 1982) в конце жизни спросили,почему он писал. «Это мой способ связи с людьми, — ответил он. — Один из способов объясниться с полной свободой. Кто-то делает это с помощью музыки,кто-то с помощью литературы,я — с помощью картин».
Будущий пионер кросс-культурной живописи родился в Сагуа-ла-Гранде на Кубе,а в его жилах смешалась кровь предков из Китая,Европы,Индии и Африки. Хотя Вифредо Лам рос в католической вере,в его окружении исповедовали сантерию — религиозную практику,гибрид верований африканского народа йоруба и элементов католицизма. Эта религия впоследствии отказала значительное влияние и на его творчество.
Слева: Вифредо Лам,«Автопортрет,II»(ок. 1938)
В 14-летнем возрасте подросток переехал в Гавану,где начал делать наброски тропических растений в ботаническом саду. Спустя семь лет он закончил обучение живописи и,почувствовав отвращение к академизму и страсть к рисованию под открытым небом,решил совершить тур в Испанию. Там Вифредо Лам впервые увидел работы Поля Сезанна и Поля Гогена, а отправившись в 1938 году в Париж,познакомился Пабло Пикассо. Тот стал его другом и представил в кругу кубистов и других авангардистов.
Вифредо Лам, «Обнажённая на природе» (1944)
Вифредо Лам, «Свет леса» (1942)
Встреча с основателем сюрреализма поэтом Андре Бретоном окончательно сформировала стиль кубинца.
Работая в основном гуашью,он начал рисовать причудливые фигуры с фрагментарными,геометрическими телами. Часто комбинировал людей с животными,наделяя своих персонажей чертами африканских резных статуэток. Именно это особенно очаровало его коллег.
В картинах Вифредо Лама смешаны элементы кубизма,сюрреализма,африканского и афро-кубинского искусства,а фигуры людей и зверей сливаются и переплетаются с пышной тропической растительностью.
Слева: Вифредо Лам,«Женщина с головой лощади»(1950)
Одна из главных картин нынешней ретроспективы — «Джунгли», ныне принадлежащая Музею современного искусства в Нью-Йорке. Монументальное произведение написано в 1943 году,когда Лам вернулся из Европы на родину.
«Я всем сердцем желал изобразить драму своей страны,полностью выразив чёрный дух,красоту пластического искусства темнокожих, — пояснил художник. — Я знал,что она рискует остаться непонятой,но истинная картина должна заставлять воображение работать,даже если это займёт много времени».
Африканцы,завезённые на Кубу испанскими и португальскими колонистами для работы на полях сахарного тростника,вынуждены были переходить в католичество,однако они привносили в него элементы своей религии(например,вуду) — так и возникла сантерия. Ритуалы они проводили глубоко в джунглях,что и отражено в «Джунглях» Вифредо Лама.
Вифредо Лам, «Джунгли» (фрагмент): фигура с головой лошади - намёк на одного из духов афро-кубинской мистики
Вифредо Лам, «Джунгли» (фрагмент): фигура с ножницами - вероятно, отсылка к уборке урожая
Картина представляет микс афро-кубинских и африканских художественных и культурных традиций с европейским кубизмом и сюрреализмом. На бумаге,дублированной на холст размером 2,4 на 2,3 метра,тесно стоят фигуры в масках,состоящие словно из несочетаемых отдельных непропорциональных частей. Кажется,будто они сливаются с плотной стеной растительности,одновременно появляясь из неё. Крайний правый персонаж держит пару ножниц(вероятно,отсылка к уборке урожая), а в похожем на коня крайнем левом можно увидеть намёк на одного из духов афро-кубинской мистики.
В картине«Рождество»(1947) мифы и ритуалы афро-кубинской религии сантерия и духи Ориша включены в христианское повествование и иконографию
Ретроспектива Вифредо Лама предлагает посетителям более 400 экспонатов — картин,рисунков,фотографий и редких документов. Это совершенно новый взгляд на творчество художника,построенный на хронологии его жизни в Испании,Париже и Марселе,на Кубе и в Америке,снова в Париже,затем в Каракасе,Гаване,итальянской Альбиссоле,Цюрихе и последних годах во французской столице.
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
По материалам официальных сайтов MoMA и Тейт Модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.