Регистрация

Шесть фактов о Гюставе Кайботте к его ретроспективе в Мадриде

Мне нравится6       0  
Долгое время Гюстав Кайботт считался художником-любителем, коллекционером и меценатом своих друзей-импрессионистов. Однако теперь он признан одним из самых важных живописцев своего поколения. Музей Тиссен-Борнемисы совместно с Музеем импрессионизма в Живерни представил ретроспективу «Кайботт, художник и садовник», которая анализирует тему садов в его творчестве и тесные отношения с Клодом Моне.
В экспозиции представлено 65 работ из частных коллекций и музеев, включая Мармоттан-Моне в Париже, Бруклинский музей в Нью-Йорке и Национальную галерею искусств в Вашингтоне.
Гюстав Кайботт. Автопортрет

Гюстав Кайботт (1848 — 1894) был третьим сыном весьма состоятельного богатого буржуа, его отец разбогател на поставках текстиля французской армии. Свои первые этюды на пленэре будущий мастер начал писать в семейном поместье в Йере на окраине Парижа. В 24 года Кайботт стал брать уроки живописи в студии Леона Жозефа Флорантена Бонна.


Слева: Гюстав Кайботт, «Автопортрет» (1879)

Более подробную биографию Гюстава Кайботта читайте тут.
В 1875-м официальный Салон отклонил картину Кайботта «Паркетчики», но два года спустя она участвовала во второй Выставке импрессионистов (ныне полотно входит в коллекцию Музея Орсе).
Тогда же он начал помогать своим друзьям Клоду Моне,
Огюсту Ренуару и другим художникам,
покупая их работы и организуя показы
Гюстав Кайботт. Балкон, бульвар Осман


Смерть Кайботта в возрасте всего 45-ти лет положила внезапный конец его развивающейся художественной карьере. Ранняя кончина, а также наделавшее много шума завещание, по которому коллекция живописи переходила французскому государству, затмили глубокое своеобразие творчества художника.

Собрание Кайботта включало более 60-ти работ Моне, Дега, Сезанна, Мане, Ренуара, Писсарро и Сислея. Последнюю волю живописца объявили его брат Марсиаль и Пьер Огюст Ренуар.




Слева: Гюстав Кайботт, «Балкон, бульвар Осман» (1880). Частная коллекция

Гюстав Кайботт. Сад в Йере
У Кайботта было множество увлечений, которым он отдавался с равной страстью. Он обожал живопись, кораблестроение, спорт и коллекционирование полотен импрессионистов.
В 1886 году Гюстав выкупил часть усадьбы в Пти-Женвилье, принадлежавшую его брату Марсиалю, и сделал поместье своей главной резиденцией. Он с большой любовью ухаживал за обширным садом, включавшем оранжереи орхидей, а растения и цветы стали основными мотивами картин.
Садоводство и живопись сблизили Кайботта и Моне, они были друзьями, обменивались мнениями и советами
Скриншот виртуального тура выставки (ссылки ниже)
Гюстав Кайботт. Орхидеи
«Мой дорогой друг! Я пишу Stanopea Aurea (орхидея — прим. ред.), которая будет цвести с нынешнего утра только следующие 3−4 дня и уже больше не зацветёт до следующего года. Не могу оставить её. Передайте мои извинения Мирбо," - пишет Кайботт Моне. Цитата из письма приведена на выставке.
«Пленительный вояж с импрессионистами по Франции: побывав в ближайших окрестностях Парижа в первой части нашего путешествия и утомившись после бурных утех в „Лягушатнике“, обратим наши взоры на тихие уголки, которые массово притягивали художников. Фонтебло, Барбизон, Понтуаз, Живерни… Идиллия!» — читайте также щедро иллюстрированную серию публикаций о местечках, которые облюбовали художники-импрессионисты
После смерти Каботта долгое время оставался непризнанным художником, поскольку его картины хранились у семьи и не выставлялись на публику. В настоящее время он считается одним из главных импрессионистов, особенно благодаря своим городским пейзажам Парижа.
О том, как реставрировали самое знаменитое полотно Кайботта «Париж. Дождливый день» и какие открытия сделали эксперты, читайте в нашем материале «Шедевр Кайботта вернулся с реставрации в новом виде: меньше дождя — больше красок!»

Выставку можно посетить и виртуально: конечно, в деталях работы там не разглядеть, однако можно составить представление о рамах (некоторые весьма пышные!), масштабах работ, и, собственно, об интерьерах выставочных залов.
Цветы — не просто мотив в творчестве Кайботта. Выставка в полной мере отражает всю степень его страстного увлечения садоводством.
Экспозиция разделена на четыре секции по периодам жизни художника: бульвар Османа в Париже, мир камня, пребывание в Йере, Сена и изучение Нормандии, сад в Пти-Женвилье.
Ретроспектива в Музее Тиссена-Борнемисы будет открыта для посещения до 30 октября.
По материалам официального сайта Музея Тиссена-Борнемисы и других источников. Главная иллюстрация: Гюстав Кайботт, «Подсолнухи. Сад в Пти-Женвилье» (1885)
КомментироватьКомментарии
HELP