Картины Уильяма Тёрнера, одного из самых любимых и влиятельных художников Британии, вернулись на родину после рекордного турне по Северной Америке. Преодолев почти 20 тыс. километров, они вновь предстали в галерее Клор (часть галереи Тейт), но на новых местах и в обновлённом антураже. За время путешествия залы перекрасили в цвет, который, как предполагают, выбрал для стен своей мастерской сам живописец.
Такие картины, как ослепительный «Замок Норем на рассвете» и озадачивающий, но великолепный пейзаж
«Венеция, Сан-Бенедетто с видом на устье канала», приехали обратно в Лондон после одной из самых успешных выставок в истории Тейт.
Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы
1812, 146×237.5 см
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775 — 1851) — один из самых известных художников Великобритании, ключевая фигура в истории изобразительного искусства и источник вдохновения для многих поколений живописцев. Теперь в трёх главных залах галереи Клор можно увидеть основные картины, которые он выставлял в течение жизни. Это, например, захватывающее полотно «Снежная буря: переход Ганнибала через Альпы» (1812) и элегическое «Вечный покой. Похороны в море» (1842), а также «Автопортрет» (1799), который вскоре появится на новой 20-фунтовой купюре. Своё изображение Тёрнер написал, скорее всего, в возрасте 24-х лет — после того, как был избран членом-корреспондентом Королевской Академии.
Слева: Уильям Тёрнер, «Автопортрет» (1799). Галерея Тейт Британия
Вечный покой. Похороны в море
1842, 87×86.7 см
В четырёх небольших галереях, расположенных по обе стороны от центральных залов, можно увидеть тематические подборки. В одном помещении собраны сцены из путешествий Тёрнера по Британии — от Озёрного края в Камбрии до долины реки Тамар в Девоне и Собора святого Эгидия в Эдинбурге. В другом висят картины, написанные во время турне по Европе — Франции, Германии и Италии.
«Солнце Венеции» уходит в море
1843, 61.6×92.1 см
Именно тут находятся яркие виды «города на воде», в том числе холсты «"Солнце Венеции» уходит в море" (1843) и «Венеция, Сан-Бенедетто с видом на устье канала». Последняя сбивает зрителей с толку, поскольку в Венеции нет никакой церкви святого Бенедикта. Тем не менее, эта работа — «без единой детализации», как написал тогда критик Джон Раскин — представляет собой прекрасный вид Венеции, какой бы её хотел видеть Тёрнер.
Венеция, Сан Бенедетто с видом на устье канала
1843, 62.2×92.7 см
Отдельно висит группа радикальных поздних работ, найденных в мастерской художника после его смерти. Среди них — «Замок Норем на рассвете» (1845), который никогда не выставлялся при жизни художника. Некоторые искусствоведы рассматривают картину как «импрессионистскую до импрессионистов». Она поднимает несколько интригующих вопросов.
«Было ли полотно закончено? Может, Тёрнер написал его для себя, считая слишком радикальным по тем временам? — поясняет Дэвид Блэйни-Браун (David Blayney Brown), куратор Тейт. — Или он оставил картину в студии как своеобразный указатель для развития искусства? Мы не знаем». Все сходятся лишь в том, что в середине 1840-х никто и нигде не писал подобным образом.
Замок Норем на рассвете
1845, 90.8×121.9 см
Четвёртая из небольших галерей отведена новой экспозиции, рисункам на бумаге — акварелям и наброскам. Это выборка из тысячи подобных работ, хранящихся в Зале гравюр и рисунков в музее Тейт Британия. Она представляет городские зарисовки, сделанные в Лондоне, Париже, Неаполе, Риме и Венеции.
Пожар на Большом складе лондонского Тауэра в 1841 году
1841, 23.5×32.5 см
Все картины участвовали в масштабной выставке «Поздний Тёрнер: Освобождённая живопись», которая была посвящена 240-летию со дня рождения любимого британского художника и побила рекорды посещаемости. С сентября 2014-го по январь 2015-го она проходила в галерее Тейт Британия, где привлекла более 250 тыс. посетителей. А затем отправилась в США и Канаду, где собрала ещё около полумиллиона зрителей в залах Музея Пола Гетти, Музея Янга и Художественной галерее Онтарио.
За это время стены «родных» залов были перекрашены из серого в красный, который, как предполагают, выбрал сам Тёрнер для своей домашней галереи. Имеется довольно неопределённое описание этого цвета, сделанное другом художника: «индийский красный, ни бледный, ни тёмный».
За это время стены «родных» залов были перекрашены из серого в красный, который, как предполагают, выбрал сам Тёрнер для своей домашней галереи. Имеется довольно неопределённое описание этого цвета, сделанное другом художника: «индийский красный, ни бледный, ни тёмный».
Самые большие залы галереи Клор были окрашены в «индийский красный», который, предположительно, использовал сам художник. Фото: Nils Jorgensen / Rex / Shutterstock
Сотрудники музея надеются, что в отсутствие иных свидетельств они сделали правильный выбор. «Это тот красный, который можно встретить в Индии», — сказал Дэвид Блэйни-Браун.
По материалам The Guardian и Artdaily.com. Главная иллюстрация: Уильям Тёрнер, «Свет и цвет (теория Гёте). Утро после потопа. Моисей пишет Книгу Бытия» (1843)