Ракиб Шоу родился в Калькутте в 1974 году и вырос в Кашмире незадолго до очередной вспышки политических и религиозных разногласий в этом регионе. Ему было предназначено заниматься торговлей в семейной фирме. Однако, приехав в 1998 году по делам в Лондон, он решил отказаться от такой карьеры, и был изгнан из дома с восьмьюстами фунтами стерлингов в кармане. Молодой человек окончил Центральный колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина. Он выбрал эмаль в качестве основного материала лишь потому, что, будучи бедным студентом, не мог позволить себе дорогостоящие масляные краски. Теперь его работы продаются за сотни тысяч фунтов. Художник живёт и работает в британской столице по сей день.
Слева: Ракиб Шоу. Фото: Википедия
Пять фактов о творчестве Ракиба Шоу
• Творчество Шоу сочетает иконографию Востока и Запада, базируется на множестве источников: истории искусства, мифологии, поэзии, театре, религии, науке и естественной истории.
• Работы художник выполняет на гладких берёзовых панелях с помощью игл дикобраза и тончайших кистей из барсучьего волоса.
• За день он пишет примерно 25 кв. см картины, используя свою «фирменную» смесь из масляной краски и защитной краски по металлу Hammerite, которая, высыхая, приобретает особый блеск.
• Он также использует старинную технику наложения эмали, оформляя крошечные участки панели (некоторые не больше булавочной головки) осколками стекла, между которыми затем наносит каплю краски. По мере высыхания всё это даёт эффект свечения.
• Свои картины Шоу описывает как «путешествие из Ада в Рай и обратно». Они наполнены фантастическими образами и отражают глубокий личный самоанализ. Вычурные работы с обилием цвета и деталей нередко затрагивают темы секса и насилия.
О выставке «Ракиб Шоу. Автопортреты»
На место монаха современный живописец поместил себя в виде синекожего Кришны, а спартански сдержанное пространство заполнил фруктами, цветами и коврами. Стол инструктирован сложной решёткой из костей, в углу справа стоит ларец со скелетами, у ног человека лежит спящий леопард, далее резвятся несколько перепелов, а на коленях и рядом с Шоу сидят его маленькие собаки. Фоном для сцены служат пейзажи, например, озеро в Кашмире и селение на фоне гор.
Картину Джироламо Мочетто «Избиение младенцев» (1500 — 1525) Шоу цитирует в другом своём творении — «Автопортрете в скульптурной студии в Пекхэме (по мотивам Мочетто) II» (2015 — 2016). Художник спрятал себя за колонной в правой части композиции, в центре собственной вселенной. Позади него на двух стенных панелях изображены красочные подводные сцены, заимствованные из более ранней серии под названием «Сад земных наслаждений» (2003 — 2004). Далее через интерьеры мягко проступает пейзаж, словно списанный с японской гравюры — с морем, скалами, ирисами и величественными соснами.