В 1990 году художник Святослав Рерих передал в дар России наследие своей семьи — сотни картин, архив, ценные раритеты, и тогда для организации Музея Рерихов и размещения экспозиции государство выделило усадьбу Лопухиных. Однако теперь Музею и Центру Рерихов — последнему крупному общественному музею России, — предписано в срок до 29 июня 2016 г. подготовить уникальную экспозицию, редкие экспонаты и архив к переезду в государственный Музей Востока.
Для размещения экспонатов музея на новой территории попросту не хватит места. К тому же речь идет не только об экспозиции.
Ангел последний
1912, 52.5×73.8 см
5 апреля Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов направил обращение к Президенту Российской Федерации В. В. Путину в защиту общественного Музея имени Николая Константиновича Рериха в Москве. «Мы глубоко потрясены решением руководства Министерства культуры РФ о ликвидации общественного Музея имени Н.К. Рериха и создании в Усадьбе Лопухиных филиала Государственного музея Востока. Таким образом уничтожается уникальный, самый крупный в России, общественный музей, а, следовательно, и Международный Центр Рерихов, так много сделавший для улучшения восприятия России в мире, поскольку музей имени Н. К. Рериха является его основной структурой. Можно понять, когда ликвидируется какое-либо неэффективное и никому не известное государственное учреждение. Но общественный Международный Центр Рерихов к таковым не относится. Он обладает всеми правами на наследие Рерихов, исходя из волеизъявления основателя этой организации — С. Н. Рериха».
Христос в пустыне
1933, 60.9×50.9 см
«Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит».
Николай Рерих
Нанга Парбат (Долина у снежных гор)
1936, 29.4×47.6 см
Ликвидация и присвоение государственными структурами наследия С.Н. Рериха, принадлежащего, согласно документам самого Святослава Рериха, только МЦР (материальная стоимость наследия огромна), а также отсутствие какого-либо документа на право владения этим наследием у Министерства культуры РФ или какой-либо другой государственной структуры РФ, несомненно, вызовут негативную реакцию и справедливо будут восприняты как акт подавления общественной культурной инициативы.
И не убоимся (И мы не боимся)
1922, 72.5×102 см
За двадцать семь лет своего существования Музей при активном участии общественности стал крупнейшим в мире центром по изучению и популяризации творческого наследия Рерихов. Он известен не только в России, но и во многих странах мира. Здесь собрана богатейшая коллекция картин Рерихов. Многогранная культурно-просветительская деятельность Музея включает не только организацию выставок картин Рерихов по стране и в мире, но и широкую издательскую деятельность, поддержку талантливых детей и молодежи, проведение серьезной научной работы, международных научно-общественных конференций, вечеров классической музыки и фестивалей национальных культур.
Победа (Змей Горыныч)
1941, 76.2×122 см
Так кому мешает общественный музей? Возможно, после передачи усадьбы Лопухиных из муниципальной в федеральную собственность на историческое здание, расположенное в самом сердце Москвы и отреставрированное силами МЦР, нашлись другие желающие? Или же все дело в идеологической и политической составляющей дела? В любом случае, в этом громком деле идеи Николая Константиновича Рериха об исключительной важности сохранения мирового культурного наследия остались — увы! — без внимания. Грустно, когда закрываются хорошие музеи.
Титульная иллюстрация: icr. su
При подготовке использованы материалы Международного Центра Рерихов.
При подготовке использованы материалы Международного Центра Рерихов.