К столетию смерти Умберто Боччони в Королевском дворце Милана приурочена выставка «Гений и память» — крупная ретроспектива этого блестящего художника-футуриста, бесспорной звезды итальянского авангарда. Он жил ярко, рисовал страстно и умер молодым — погиб на учениях в 1916-м. Выставка интересна во всех отношениях — еще и отличная картина Фредерика Лейтона показывает влияние классицизма на итальянских футуристов.
«За недолгий период существования итальянского футуристического движения Боччони был пылающей кометой», — писала арт-критик New York Times Грейс Глюк.
Он прожил короткую жизнь, но своими решениями визуальной передачи движения и исследованиями взаимосвязи между объектом и пространством оказал сильное влияние на живопись и скульптуру XXI века.
Посетителей выставки «Гений и память» встречает двойной автопортрет
Боччони из коллекции Пинакотеки Брера
Полотно висит посреди зала, что позволяет рассмотреть его с обеих сторон. Картина справа была обнаружена на задней стороне автопортрета 1908 года (слева), почти полностью скрытой под слоем серой краски. Очевидно, это более раннее произведение, судя по стилю и чертам лица художника. Вероятно, Боччони много раз переписывал работу, но остался недоволен результатом
Умберто Боччони (1882 — 1916) родился городе Реджо-ди-Калабрия. В 15-летнем возрасте отправился в Рим изучать искусство в школе при Академии изящных искусств. Там он познакомился с Джино Северини — молодые люди сошлись на почве общих интересов к Ницше, бунту и социализму. В работах Боччони уже тогда ярко сочетались ярость и ирония, которые в последствии стали его «визитной карточкой». После получения базовых навыков, изучения классики и импрессионизма, друзья стали студентами Джакомо Баллы, приверженца дивизионизма.
Певица
1912, 60×45 см
В начале 1910 года Боччони познакомился в Милане с Филиппо Томмазо Маринетти, который годом ранее опубликовал «Манифест футуризма», и стал главным теоретиком художественного движения. Он сочинил манифесты 1910-го и 1912 годов, где превозносил силу и энергию современной жизни.
«В то время как импрессионисты пишут картину, чтобы передать один конкретный момент и подчинить её жизнь сходству с этим моментом, мы синтезируем каждый момент (время, место, форму и цвет) и так пишем картину», — объяснял Боччони эстетику группы.
Смех
1911, 110.2×145.4 см
Его первой по-настоящему футуристической работой считается «Смех» (La Risata), написанный в 1911 году. К этому времени Боччони полностью расстался с импрессионизмом, пуантилизмом и дивизионизмом в своём творчестве, сосредоточившись на ощущениях от наблюдения современной жизни.
Сначала реакция публики была негативной, а некий посетитель даже испортил картину, проведя пальцем по ещё свежей краске. Впоследствии критика стала более благосклонной, в произведении увидели некий ответ кубизму. Работу купил немецкий коллекционер Альберт Борхардт вместе с «Улицей, входящей в дом» на которой изображена женщина на балконе с видом на оживлённую улицу. Сейчас «Смех» входит в собрание Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке.
Состояние души III: Те, кто остаются
1911, 70.8×95.9 см
В мае 1916 года Умберто Боччони был призван в ряды итальянской армии, принимавшей участие в Первой мировой войне. Его назначили в артиллерийский полк, расквартированный недалеко от Вероны. 16 августа 1916 года во время кавалерийских учений его сбросила лошадь, и он был растоптан.
Атака уланов
1915, 32×50 см
Выставка «Гений и память» в Палаццо Реале рассказывает о художественной карьере Боччони, его международном влиянии и карьере в Милане. Она организована в хронологическом порядке и разбита на тематические блоки. Посетители могут увидеть более 250 картин, рисунков и набросков, скульптур, гравюр, фотографий, книг и журналов.
Рядом расположились произведения — иногда достаточно неожиданные, — которые повлияли на творчество футуристов. Это работы Амброджо де Предиса, Альбрехта Дюрера, сэра Фредерика Лейтона и других.
Рядом расположились произведения — иногда достаточно неожиданные, — которые повлияли на творчество футуристов. Это работы Амброджо де Предиса, Альбрехта Дюрера, сэра Фредерика Лейтона и других.
Картина Фредерика Лейтона «Греческие девушки играют в мяч» на выставке «Гений и память» демонстрирует влияние классицизма на итальянских футуристов
Экспонаты предоставили крупные национальные и международные учреждения, такие как миланская Пинакотека Брера, Национальная галерея современного искусства в Риме, Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Музей Пикассо и Музей Родена в Париже, Городской музей современного искусства в Осаке и Музей истории искусств в Вене.
Слева: Умберто Боччоне, «Сеньора Сакки» (1907). Замок Сфорца, Милан
Выставка «Гений и память» в Королевском дворце Милана продлится до 10 июля.
По материалам официального сайта Палаццо Реале. Главная иллюстрация: Умберто Боччони, «Эластичность» (1912)