Не черным квадратом единым: с 9 по 11 июня в украинской столице на «Днях Малевича» говорили о киевлянине, ставшем мировой иконой супрематизма, об авангарде в поэзии, о малоизвестных именах братьев по стилю, слушали музыку той эпохи и даже угощали печеньем «по мотивам» известного шедевра. Ну, а мы на открытии выставки «Малевич +" узнали, как украинская хата повлияла на возникновение супрематизма.
Свой Малевич
Родившийся на улице Бульонской в Киеве в семье украинки и поляка, выросший на Черниговщине и Харьковщине), писавший письма на украинском и суржике, художник всегда подчеркивал влияние украинского села на формирование его видения: мол, белоснежная мазанка — прообраз кубизма.
Один из залов как раз и погружает гостей в цвета, формы и ритмы сельской жизни — вышитые сорочки, домотканые ковры, и, конечно же, картины самого авангардиста, изображающие будни селян, о которых он писал: «Село занималось искусством — этого слова я тогда не знал».
Однако в музеях на родине Малевича оригиналов его работ, как говорится, днем с огнем не сыщешь. Более того, хоть 2015-й год в Украине был посвящен авангардисту, большинство киевлян не задумываются о том, что великий супрематист
ходил по тем же улицам, что и они век спустя. Исправить это взялись организаторы «Дней Малевича в Киеве», и 9 июня в Мыстецьком Арсенале сразу несколько культурных институций объединились для того, чтобы Малевич в Киеве обжился, стал по-настоящему «своим».
О том, что у того самого квадрата стороны не равны, об украинскй народной песне, которую любил выводить своим басом Казимир Северинович, о том, как врачевал студентов от реализма и цветофобии, какой сценарий собственных похорон придумал — обо всем этом выставка будет рассказывать следующие два месяца.
Художник Николай Маценко, который последние несколько лет выступает в роли своеобразного эпигона Малевича, снабжая всех желающих бюджетными копиями шедевра в рамках проекта «В каждый дом по квадрату», пришелся на открытии весьма «ко двору».
Экспозиция включает одну живописную картину Казимира Малевича и одну графическую работу из коллекции Мыстецкого Арсенала. Пара раритетов — «Супрематическая композиция 1» (1916) и иллюстрация к книге Крученых и Хлебникова «Игра в аду» (1914).
Казимир Малевич, Супрематическая композиция № 1, 1916
«В том, что Малевича уволили из КХИ в 1930 году, не было, как говорится, „ничего личного“, тогда полетели многие головы. И в конце концов институт, которому прочили славу украинского „Баухауза“, превратился в очередную кузницу идеологически правильных художников.
В КХИ Малевич читал лекции на факультете Формально-технических элементов изобразительного мастерства (сокращенно — фортех). Курс в первую очередь знакомил студентов с основными элементами художественной грамоты. У Малевича было свое особое видение о том, каким должно быть учебное заведение для художников…» — читайте наш обзор Интересная книга за 5 минут. «Казимир Малевич. Киевский период 1928—1930»
В КХИ Малевич читал лекции на факультете Формально-технических элементов изобразительного мастерства (сокращенно — фортех). Курс в первую очередь знакомил студентов с основными элементами художественной грамоты. У Малевича было свое особое видение о том, каким должно быть учебное заведение для художников…» — читайте наш обзор Интересная книга за 5 минут. «Казимир Малевич. Киевский период 1928—1930»
Казимир Малевич, иллюстрация к книге Крученых и Хлебникова «Игра в аду» (1914)
Живописный авангард из рам перетекал в воздух, превращаясь в звуки музыкальных композиций от ансамбля Sed Contra.
…и ко
Компанию Малевичу составили знаковые украинские художники прошлого века. Среди представленных работ — картины из фондов Мыстецкого Арсенала, собранные известным украинским коллекционером и искусствоведом Игорем Дыченко. Именно благодаря ему произведения авторов, преданных советской властью анафеме и отправленных на Соловки «за вдохновением», существуют в нынешнем культурном пространстве. В свое время собиратель показывал свои экспонаты по всему миру, рассказывая об украинских авангардистах — Богомазе, Ермилове, Пальмове, Тишлере, о сталинских репрессиях и штампе «антисоветское творчество».Работа Виктора Пальмова
Выставка «Малевич +" - оммаж одноименному польскому проекту, показанному в 1997-ом году. Как и теперь, он возвращает художников — идеологических изгоев советской власти, в современный арт-контекст, предлагает переосмыслить их творчество.
Художник вкусный и загадочный
На открытии выставки представили съедобные реплики творений Малевича — печенье, открывающее своему едоку новое видение чистого цвета. А тем, кто был не против поиграть и подумать, организаторы подготовили стильный подарок — сумку в эстетике творца. Стоило лишь отгадать загадку о «новоязе» художника.Александр Тышлер, «Клоун» (1965)
Выставка «Малевич +" в Мыстецьком Арсенале продлится до 7 августа.