С шумихой, которую пытаются поднять вокруг картины Айвазовского «из музея Феодосии», проданной с аукциона, можно быстро разобраться: стоит лишь проверить источники информации и быть немного в курсе музейной и аукционной «кухни». Знакомство с творчеством художника также не помешает. Рассказываем и показываем!
«В Лондоне на „русских торгах“ аукционного дома Christie’s была продана картина „Кораблекрушение“ Ивана Айвазовского, которая хранилась в Феодосийской галерее в Крыму. Об этом сообщает „Коммерсант“» — с таким предисловием новость об итогах торгов разлетается по СМИ. А вот и «скрины» — только посмотрите!
Скин новости с сайта www.pravda.com.ua
Скрин новости на сайте news.mail.ru
Наши действия
1. Если проследовать по указанной ссылке на издание, «Коммерсант» ни слова не говорит о том, что эта картина из феодосийской галереи. Он сообщает только о факте русских торгов и о том, что данная картина на них была продана.2. На сайте аукциона в описании лота сообщается, что данная картина — из частной французской коллекции: пройдите по ссылке, скрин (слева) — вашему вниманию. Ее приобрели родители нынешних владельцев.
Вообще, подавляющее большинство качественных работ известных русских художников, которые предлагают к продаже с аукционов вроде Christie’s или Sotheby’s, хранились в зарубежных частных коллекциях: и сами художники нередко оказывались во Франции и Италии (мы пишем и о путешествиях Айвазовского), и славе своей они обязаны покупкам их работ не только соотечественниками, которые позже могли эмигрировать, но и напрямую иностранцами. Типичный пример — другая работа Айвазовского, которая на днях ушла с торгов Sotheby’s.
При эстимейте в 80 — 120 тыс. фунтов картина И. Айвазовского была продана 7 июня за 197 тыс. фунтов
Эту работу Ивана Айвазовского приобрел у художника директор обувной фабрики, как пишут на сайте аукциона, «немецкой национальности, который жил в Санкт-Петербурге примерно с 1907 по 1917 год». Известно, что он покупал картины русских художников, в том числе работы Айвазовского. Нынешний лот предложили внуки коллекционера" - мы специально обращаем внимание на происхождение работ: истории коллекций порой не менее интересны, чем сами картины.
Скрин с сайта, на который ссылается издание
3. Забавно выглядит и ссылка на перечень работ мастера (приведенный скрин выше) с указаниями музеев, где хранятся картины (в частности, Феодосийского музея): мол, там есть картины с названием «Кораблекрушение». Как известно, Айвазовский создавал картины с завидной скоростью, и мог хоть 20 кораблекрушений в год написать.
Если зайти на официальный сайт музея в Федосии, увидим, что там имеется картина с «кораблекрушительным названием». Полностью оно звучит так: «Кораблекрушение в Северном море» (1875). И как же она выглядит? Да вот так!
Кораблекрушение в Северном море
1875, 41×58 см
4. Теоретически, если отринуть ясно прописанное происхождение работы на сайте аукциона (а станет ли солиднейший аукционный дом связываться с сомнительным провенансом по Айвазовскому после недавнего скандала со снятием работы мастера с торгов Sotheby’s?), эта картина могла бы висеть в Феодосии — нередко бывает так, что произведения из частных коллекций по договору хранятся и экспонируются в музеях. Однако владелец имеет право забрать работу и сделать с ней что угодно, хоть продать, хоть спрятать, хоть предать огню. Точно так же музеи мира нередко продают свои картины — чтобы залатать дыру в крыше или же на вырученные средства приобрести более необходимую для экспозиции вещь. Но это уже допущения, конечно. А пока факты таковы, что многие СМИ, не разобравшись, кричит: «Волки! Волки!». Или же не кричат, но подталкивают к нехитрым выводам.