Чикагский институт искусств предлагает узнать, как американские художники за десятилетие с конца 1920-х стремились переосмыслить модернизм
и сформировать новое национальное искусство. Выставка «Америка в период Великой депрессии: картины 1930 годов» объединяет работы выдающихся живописцев эпохи, таких как Эдвард Хоппер, Джорджия О’Киф и Грант Вуд. Экспозицию увидят также в Париже и Лондоне.
Конечно же, одним из экспонатов стала знаменитая «Американская готика», которой владеет музей.
Заправочная станция
1940, 66.7×102.2 см
В картине «Заправочная станция» Эдвард Хоппер объединил изображения нескольких бензоколонок, которые встречал на пути. Основная драма выражена с помощью естественного и искусственного света, который подчёркивает фигуру одиного служащего в сумерках. Художник стремился к наиболее точной передаче впечатлений от натуры, в этом случае — одиночества на американской сельской дороге.
В оригинале первая часть экспозиции называется «Америка после падения» (имеется в виду обвал на фондовых рынках осенью 1929 года, приведший к Великой депрессии, — прим. Артхива). Период между кризисом на Уолл-стрит и вступлением Соединённых Штатов во Вторую мировую войну был, пожалуй, самым разнообразным и динамичным в американской истории искусств. Художники искали себя в традиционных и новых стилях: европейской абстракции, реализме, популярных городских и сельских темах.
«Череп коровы: красное, белое, синее» (1931) Джорджия О’Киф написала в цветах американского флага. В период поисков американского стиля художница предлагала радикальные образы для символов Америки. Вместо пышных сельскохозяйственных ландшафтов или урбанистических сцен она представила непреходящий американский дух в виде выбеленого на солнце коровьего черепа. И хотя О’Киф так пошутила на тему «великой американской живописи», картина стала иконой американского Запада.
На выставке представлены полсотни шедевров, в числе которых — значимые работы: уже упомянутые «Заправочная станция» Эдварда Хоппера, «Американская готика» Гранта Вуда, «Череп коровы: красное, белое, синее» Джорджии О’Киф, а также «Сбор урожая» Томаса Харта Бентона (см. иллюстрацию ниже) и другие.
Они передают настроения американской нации в 1930-х годах и иллюстрируют попытку художников найти ответ на вопрос: что такое американское искусство?
Жатва пшеницы
1938, 79.4×89.5 см
На картине «Жатва пшеницы» Томас Харт Бентон изобразил фермеров, которые используют старомодные ручные инструменты, хотя в то время уже использовалась сельскохозяйственная техника. Коса, которую держит мужчина слева, по-английски называется cradle scythe, отсюда и оригинальное название полотна — «Cradling Wheat».
После закрытия экспозиции в Институте искусств Чикаго 18 сентября «Америка в период Великой депрессии: картины 1930 годов» пересечёт океан и предстанет перед зрителями в Музее Оранжери (Париж) и Королевской академии художеств (Лондон).
Такие эпохальные работы, как «Американская готика», впервые покинут Северную Америку, и европейская аудитория получит беспрецедентную возможность увидеть эти шедевры воочию.
По материалам официальных сайтов AIC, MoMA, MET и SLAM. Главная иллюстрация: фрагмент картины Гранта Вуда «Американская готика» (1930)