В Музее Тиссена-Борнемисы 21 июня открывается выставка «Караваджо и художники Севера». Из 53 представленных работ 12 принадлежат кисти Караваджо, остальные — наиболее ярким последователям из Голландии, Фландрии и Франции.
Выставка имеет двойную цель: анализирует наследие Караваджо, прослеживая развитие его стиля на протяжении всего творческого пути, а также исследует влияние мастера на его современников и следующего поколения художников Северной Европы, которые восхищались его новаторским стилем.
Поющий молодой человек
1622, 71×58.8 см
Имена последователей Караваджо, чьи работы представлены в экспозиции, заслуживают самого пристального внимания: Дирк ван Бабюрен, Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Никола Ренье, Симон Вуэ, Клод Виньон, Никола Турнье, Валентин де Булонь, художники неаполитанской школы…
На выставку в Мадриде работы предоставили музеи Метрополитен, Эрмитаж, Галерея Уффици, Рейксмузеум, церковь Сан-Петри-ин-Монторио в Риме и частные коллекционеры.
На выставку в Мадриде работы предоставили музеи Метрополитен, Эрмитаж, Галерея Уффици, Рейксмузеум, церковь Сан-Петри-ин-Монторио в Риме и частные коллекционеры.
Залы музея уже ждут своих посетителей. Фото: страница Музея Тиссена-Борнемисы в фейсбуке
За свою недолгую карьеру, которая длилась чуть более 15 лет, Караваджо совершил настоящую революцию в искусстве. Своим творчеством он показал новое отношение к реальности, привнеся в работу наблюдения за повседневной жизнью, и тем самым подорвал саму теоретическую основу Ренессанса с ее идеализацией. Его картины перестали походить на правдоподобный вымысел, а со всей страстью, на которую была способна поэтическая и порывистая натура художника, изображали действительность без фальши и прикрас.
Мальчик, укушенный ящерицей
1594, 65.8×52.3 см
Караваджо в Риме (1592-1606)
На первых порах в Риме художник, приехавший из Ломбардии, писал жанровые сцены и натюрморты с цветами и фруктами и продавал свои работы за довольно скромные суммы. Героями его картин становились «сомнительные персонажи», — встреченные на улице шулеры, гадалки, цыганки.
Гадалка
1596, 115×150 см
Вскоре работы Караваджо привлекли внимание серьезных коллекционеров. Первым покровителем художника стал кардинал Франческо дель Монте. Он пригласил живописца в свой Дворец Мадама, где тот создал «Музыкантов» и «Святую Екатерину Александрийскую». В этих работах можно заметить стремительное развитие техники художника: от яркой цветовой гаммы в первой работе до отмеченной контрастами светотени во второй.
Благодаря мастерски смоделированной композиции, построенной на диагональных, наклонных линиях, работа «Святая Екатерина Александрийская» наполняется объемом: фигура святой полуразвернута, ее роскошное платье, повернутое колесо (орудие пытки) и пальмовая ветка (символ мученичества) на земле расположены в одном направлении и скрещиваясь с мечем в руках Екатерины, создают внутреннее пространство и глубину.
Святая Екатерина Александрийская
1599, 173×133 см
В работе «Музыканты» художник изобразил не сцену концерта, как считали раньше, а аллегорию Музыки и Любви. Караваджо не следует правилам изображения аллегории, изложенным в иконографическом справочнике Чезаре Рипа «Иконология» (1593). Вместо идеализированной женской фигуры, он предлагает свой, намеренно провокационный сюжет, где представлены только мужчины, причем один из музыкантов — чернобровый юноша на втором плане, — как считают, портрет
самого художника.
Оригинальность работы Караваджо проявилась и в нетрадиционном подходе к изображению библейского сюжета о Давиде и Голиафе.
Давид с головой Голиафа
1600, 110.4×91.3 см
Поворотной точкой в карьере Караваджо стали 1596−1597 года, когда художник выполнил две работы, посвященные мученичеству Святого Матфея для часовни Контарелли в церкви Святого Людовика Французского. С момента представления публике этих работ в 1600 году Караваджо становится самым успешным и востребованных художником в Риме — ему заказывают работы церковные власти и частные коллекционеры.
Среди его именитых заказчиков: Маффео Барберини — будущий Папа Римский Урбан VIII, для которого Караваджо написал «Жертвоприношение Исаака», и банкир Оттавио Коста, получивший от художника «Святого Иоанна Крестителя в пустыне» в 1602 году.
Среди его именитых заказчиков: Маффео Барберини — будущий Папа Римский Урбан VIII, для которого Караваджо написал «Жертвоприношение Исаака», и банкир Оттавио Коста, получивший от художника «Святого Иоанна Крестителя в пустыне» в 1602 году.
Жертвоприношение Исаака
1603, 104×135 см
Святой Иоанн Креститель в пустыне
1602, 172.7×132.1 см
Последователи Караваджо
В период с 1600 по 1630 год в Риме обосновались более двух тысяч художников, треть из которых были иностранцами. Они-то и превратили Вечный город в самый настоящий артистический плавильный котел. Художники из Северной Европы были готовы в равной, и даже, возможно в большей степени, чем итальянцы, наследовать стиль Караваджо. И этому были две причины: меньшее влияние традиционной классической живописи на Севере и возможность применения стиля Караваджо вне мастерской и академии.
Валантен де Булонь «Давид с головой Голиафа и двумя солдатами», 1610-е годы, холст, масло, 99×134, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Рубенс приезжает в Рим в 1601 году, когда имя Караваджо у всех на устах. Великий фламандец и немецкий художник А. Эльсхаймер становятся первыми художниками Северной Европы, которые знакомятся с работами ломбардца. Уже в первом официальном заказе Рубенса — алтаре для Базилики Святого Креста Иерусалимского в Риме, — чувствуется влияние Караваджо.
Рубенс «Голова молодого человека», 1602, Техасский университет, Остин
Первым голландским художником, перенявшим манеру Караваджо, был Хендрик Тербрюгген. В 1614 году он вернулся на родину и представил местным школам темы и стилистические формулы итальянца. А когда из Рима возвращаются Хонтхорст и Дирк ван Бабюрен, между тремя художниками возникает здоровое соперничество. Восприняв новые идеи Караваджо, они пытаются превзойти друг друга мастерством.
Положение во гроб
1617, 221×143 см
Парень, играющий на флейте
1621, 71.3×55.8 см
Веселая компания
1622, 132.8×196.5 см
Французские художники, побывав в Риме и увидев работы Караваджо, привезли домой его сюжеты, страсть к драматическим эффектам и композиционные приемы, благодаря которым герои картин словно хотят вырваться на волю.
Мученичество Святого Матфея
1617, 142×96 см
Об инновационных приемах Караваджо, которые сегодня используют голливудские режиссеры, читайте в нашей публикации «Караваджо: 10 знаменитых картин плюс любопытные факты о художнике».
Игроки в кости
1624, 127×172.5 см
Читайте также новость о найденной работе, возможно, кисти Караваджо
«Обретение Караваджо: все, что вы хотели знать о чердаке».
«Обретение Караваджо: все, что вы хотели знать о чердаке».
Выставка «Караваджо и художники Севера"
в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде
продлится до 18 сентября 2016 года.
в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде
продлится до 18 сентября 2016 года.
По материалам официального сайта музея Тиссена-Борнемисы.
Титульная иллюстрация: Караваджо «Музыканты», 1597, Метрополитен, Нью-Йорк.
Титульная иллюстрация: Караваджо «Музыканты», 1597, Метрополитен, Нью-Йорк.