Отправиться в Рим и познакомиться с коллекцией одного из самых популярных парижских музеев — заманчивое туристическое предложение! Им можно воспользоваться до 8 июня, пока в Риме, в дворцово-музейном комплексе Витториано на площади Венеции, экспонируются 63 полотна (импрессионисты и не только!) из парижского музея Д’Орсе. Название у выставки незатейливо-точное: «Музей д’Орсе. Шедевры». А за внимание публики конкурируют Ван Гог и Сезанн, Дега и Гоген, Моне и Мане.
Возглавляет отряд шедевров «Пища» Гогена — во всяком случае, именно это полотно использовано на афишах. Ожидается, что сама выставка станет десертом для многочисленных туристов, которые приедут в итальянскую столицу в апреле за духовной пищей: 20 апреля в Ватикане будут праздновать Пасху (в этом году у католиков и православных она выпала на один день), а 27 апреля к лику святых торжественно причислят папу Иоанна Павла II.
А ну-ка, девушки!
Впрочем, французские шедевры не оставят равнодушными и тех, кто молится разве только на изобразительное искусство или считает, что смысл существования — в том, чтобы получать удовольствие от жизни.Начать с того, что время, отведенное на посещение выставки, вы проведете в гарантированно симпатичной компании — там будет масса дам, приятных во всех отношениях: «Итальянка» Винсента Ван Гога; девушки за фортепиано Ренуара и танцовщицы Эдгара Дега; нарядная дама в оперной ложе, изображенная известной импрессионистской Евой Гонсалес, и, наконец, Берта Моризо кисти Эдуарда Моне — она и сама писала картины, но прославилась в основном тем, что стала героиней Эдуарда Мане и женой его брата Эжена.
Моне, но не только
Регата в Аржантее
1874, 60.5×105 см
Итак, собирая для поездки в Италию арт-десант, кураторы выставки Гай Когевал и Ксавье Рей не думали потакать публике, представляя музей д’Орсе исключительно обителью импрессионистов.
«Поскольку итальянская публика всегда очень привязана к музею д’Орсе, мы хотели показать больше, чем просто импрессионизм и Моне», — объяснил Когевал, являющийся также президентом д’Орсе.
Моне на выставке есть, но им дело не ограничивается, потому что цель экспозиции — не показательное выступление на гастролях, а подробный (и хорошо иллюстрированный!) рассказ о том, как стремительно эволюционировал язык живописи в период с 1848-го по 1914-й год: написанные именно в этот промежуток работы составляют собрание д’Орсе.
Поэтому в Витториано можно увидеть эталонный реализм — например, «Пастушку» Жана-Франсуа Милле, одного из основателей барбизонской школы пейзажной живописи. Столкнуться с академизмом в исполнении Александра Кабанеля. Оценить стиль художников группы «Наби» — Поля Серюзье и Пьера Боннара, а также одного из основателей символизма в живописи — Одилона Редона.
Поэтому в Витториано можно увидеть эталонный реализм — например, «Пастушку» Жана-Франсуа Милле, одного из основателей барбизонской школы пейзажной живописи. Столкнуться с академизмом в исполнении Александра Кабанеля. Оценить стиль художников группы «Наби» — Поля Серюзье и Пьера Боннара, а также одного из основателей символизма в живописи — Одилона Редона.
Импрессионизм
и его величайшие представители тоже на месте: кроме Моне, это Камиль Писсаро, Альфред Сислей, Эдгар Дега.
За ними следуют постимпрессионисты — Гоген, Сезанн, Ван Гог. И неоимпрессионисты — Анри Кросс и Поль Синьяк, работавшие в технике пуантилизма.
Архитектурный обмен
Помимо выдающихся полотен, гостей выставки ожидает рассказ о еще одном шедевре — самом музее д’Орсе. Бывший железнодорожный вокзал с прилегающим к нему отелем был спасен от сноса наилучшим из возможных способов: его перестроили в музей, который сам по себе стал парижской достопримечательностью. Вокзал начал функционировать как музей с 1986 года. А его реконструкцией руководила архитектор Гае Ауленти, итальянка (она умерла в 2012-м) — где же, как не в Риме, рассказывать о такой подробности в биографии французского музея?Любопытно, что архитектором итальянского дворца Витториано, построенного в качестве монумента первому королю объединенной Италии Виктору Эммануилу II, мог стать француз Анри-Поль Нено: в 1880-м году он выиграл международный конкурс на право разработать облик дворца-памятника. Однако итальянцы сочли, что это не патриотично и нашли другого исполнителя — архитектора-итальянца Джузеппе Саккони. Можно, конечно, сказать, что и его работа стала римской достопримечательностью: в том смысле, что Витториано считают самым безобразным сооружением столицы, а местные жители и туристы соревнуются в подборе насмешливых эпитетов в адрес строения.
Дворец Витториано, который на удачных фотографиях выглядит весьма величественно, обзывают пишущей машинкой, свадебным тортом и даже вставной челюстью. Что ж, еще один повод посетить выставку шедевров д’Орсе в Риме — лично выяснить, так ли ужасен Витториано, как принято считать.