С 13 марта до конца июня Нью-Йоркский музей Neue Gallery проводит выставку «Дегенеративное искусство: Атака на современное искусство в нацистской Германии, 1937». Первая с 1991 г. в США серьезная музейная выставка посвящена нацистскому «обличению» современного искусства. И не стоит обвинять организаторов в «коммерческом» ходе: волне интереса к теме после скандальной находки коллекции Гурлитта! Понадобилось почти три года, чтобы подготовить экспозицию: около 50 картин и скульптур, 30 работ на бумаге, плакаты, фото и другие памятки… Все выглядит очень добросовестно и по-хорошему профессионально.
Идея данной экспозиции — не только в том, чтобы противопоставить искусство Третьего рейха искусству «дегенеративному», как тогда его называли на официальном уровне. Общая мысль глубже: показать, как конкретные инициативы и события в сфере искусства повлияли на формирование и укоренение атмосферы ненависти — дозволенной и даже поощряемой.
Куратором выставки выступил выдающийся специалист, профессор истории искусств Олаф Петерс, который в 2010 году также курировал выставку Отто Дикса (Otto Dix) в том же Neue Gallery.
Посетители выставки в Neue Gallery сперва попадают в узкий коридор, ведущий в первый зал галереи. На одной стене коридора висят большие фотографии, датированные 1938 годом и показывающие выставку «Дегенеративное искусство» в Гамбурге и очереди посетителей на входе. На противоположной стене — фотографии 1944 года. На них — западно-украинские евреи, которых привезли на железнодорожную станцию Аушвиц-Биркенау. Они плотно сбиты вместе по всей длине платформы, которая уходит вдаль и пропадает где-то далеко.
Каким образом искусство оказалось «дегенеративным»? На самом деле, обыкновенная история: политике отчего-то чаще есть дело до искусства, чем искусству до политики. Поладить с нацистской властью оказалось задачей, близкой к невозможной, потому что уж ей было дело буквально до всего и всех. И вот, уже в 1937 году было установлено, что практически все современное и авангардное на тот момент искусство оскорбляет немецкий народ, — причем, скорее всего, намеренно.
«Дегенеративное искусство» — термин нацисткой пропаганды для обозначения современного авангардного искусства, представителям которого «Господь отказал в таланте истинно художественной одаренности и вместо нее одарил их даром болтовни и обмана» (слова Адольфа Гитлера на открытии первой «Большой германской художественной выствки» 18 июля 1937 года). Фюрер (напомним, сам — отвергнутый художник) был искренне убежден, что творец должен в точности копировать реальность, и если он этого не делает (если у него, к примеру, небо не синее или вообще в пейзаже неба нет), то либо у него проблемы с восприятием, либо он намеренно искажает истину, чтобы оскорбить хороших людей, — то есть, опять-таки, немецкую нацию. И, если верно последнее, «тогда такие поступки относятся к области уголовного наказания» (цитата фюрера с того же выступления).
«Дегенеративное искусство» — термин нацисткой пропаганды для обозначения современного авангардного искусства, представителям которого «Господь отказал в таланте истинно художественной одаренности и вместо нее одарил их даром болтовни и обмана» (слова Адольфа Гитлера на открытии первой «Большой германской художественной выствки» 18 июля 1937 года). Фюрер (напомним, сам — отвергнутый художник) был искренне убежден, что творец должен в точности копировать реальность, и если он этого не делает (если у него, к примеру, небо не синее или вообще в пейзаже неба нет), то либо у него проблемы с восприятием, либо он намеренно искажает истину, чтобы оскорбить хороших людей, — то есть, опять-таки, немецкую нацию. И, если верно последнее, «тогда такие поступки относятся к области уголовного наказания» (цитата фюрера с того же выступления).
В той части экспозиции, которая представляет «дозволенное» искусство Рейха, можно увидеть, среди прочего, триптих Адольфа Циглера (Adolf Ziegler) «Четыре стихии», который в своё время украшал кабинет Гитлера. Он изображает четырех молодых, обнажённых, белокурых ариек (обложка данной статьи).
Таким несложным манером кубизм
, дадаизм
, футуризм
, импрессионизм
, сюрреализм
, фовизм
, экспрессионизм
, Баухаус — да и вообще любой художественный эксперимент и авангард — превращались в серьезное преступление. Кстати, «под раздачу» попали не только художники и скульпторы: пропаганда не обошла вниманием и композиторов, и писателей.
Произведения изымались из музеев и частных коллекций и нередко уничтожались, авторов преследовали… Это называлось культурной политикой гитлеровского режима. Параллельно с первыми тремя Большими германскими художественными выставками, на которых можно было ознакомиться с тем, как надо делать расово верное искусство, проводились выставки «дегенеративного искусства» — которые, соответственно, показывали, как делать не надо. Странная вещь, но эти последние оказались так популярны, что до 1941 года «дегенеративное искусство» показали в 13 городах Германии и Австрии трем миллионам зрителей (это рекорд, который был побит лишь в 2000-х годах). За время путешествий и переездов многие картины были проданы за границу, некоторые — утеряны или даже уничтожены. Поэтому недавнее обнаружение тайника Гурлитта с шедеврами, которые считались навсегда утерянными, наделало столько шума и, тем не менее, так обрадовало многих.
Кстати говоря, в одном из залов экспозиции на стенах висят пустые рамы — они символизируют те самые утраченные, возможно, навсегда, работы того же Пауля Клее, Отто Дикса, Макса Бекманна и многих других.
Интересно, что за несколько месяцев до начала кампании против «дегенеративного искусства» министр пропаганды Йозеф Геббельс официально запретил арт-критику, определив ее как наследие дурного влияния, конечно же, евреев.
Экспозиция включает в себя многие работы с мюнхенской выставки 1937 года — такие как «Скот в сарае» (1933) Макса Бекманна (Max Beckmann), «Портрет Макса Германн-Неиссе» (1925) Джорджа Гросса (George Grosz), «Парикмахерская» (1913) Эриха Хеккеля (Erich Heckel), «Зимний пейзаж
в лунном свете» (1919) Эрнста Людвига Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner), «Рыболов» (1921) Пауля Клее (Paul Klee) — и далее, далее по списку.
Для этой выставки арт-издательство Prestel подготовило иллюстрированный каталог, который включает в себя исчерпывающий исторический обзор заданного периода, а также исследование темы «дегенеративного искусства». Кроме этого, читателя ждут дополнительные эссе о культурной политике национал-социалистической партии Германии, фильм об «излечении» «дегенеративного искусства», а также размышления о последствиях этих событий в пост-военной Германии и мире в целом. Уже упомянутый Олаф Петерс выступил в качестве редактора каталога, а тексты подготовили именитые исследователи Бернард Фулда, Рут Хефтриг, Марио-Андреас фон Лёттикау, Карстен Мёллер, Олаф Петерс, Джонатан Петропулос, Эрнст Плойль, Инес Шленкер, Айя Сойка и Карл Стамм.