Почему произведение искусства иногда остаётся незавершённым? Ответ на этот вопрос непрост. Это демонстрирует новая выставка «Неоконченное…» в галерее лондонского института Курто. «Неполные» работы Перино дель Ваги, Рембрандта, Моне, Сезанна и других — часть представленных полотен были на время отложены недовольными авторами, другие остались таковыми после их смерти.
«Буржуазный вкус прославляет „законченное“ искусство, но, как показывает эта выставка, настоящая поэзия лежит в нерешительной линии, небрежных брызгах цвета и пустых участках холста», — утверждает арт-критик Джонатан Джонс.
Ваза с цветами
1882, 100.4×81.9 см
Мало кто знает, что «Ваза с цветами» Клода Моне является незавершенной. В одном из писем художник отмечал, что просто не может передать свет, падающий на цветы и листья, так, чтобы это его удовлетворило. В некоторых местах живописец иногда соскребал краску, а кое-где писал уже поверх высохшей. Время от времени он возвращался к картине и добавлял несколько мазков в попытке улучшить её.
Однако в экспозиции представлены картины, скульптуры, рисунки и гравюры, которые были отнесены к незаконченным ещё и по ошибке. В конце 19-го века импрессионистов много критиковали за то, что они выставляли на суд публики работы, которые выглядели незавершёнными, — и это демонстрирует столкновение художественного замысла с общественным восприятием.
Поворот дороги
1905, 30×24 см
Эти выразительные произведения позволяют понять, что происходит, когда художник рассматривает работу как готовую, но критики с этим не согласны.
Когда художники вроде Сезанна, Моне и Дега начали оставлять свои картины в неопределённом и случайном состоянии, истеблишмент того времени был шокирован. Где же безукоризненно прописанные луга, полные цветов, клинически точные ню и исторически правильные костюмы, которых ожидают зрители?
Эдуар Мане изобразил женщину на балу (иллюстрация слева) свободными мазками, — она выглядит незаконченной, как из эротических мечтаний. В свою очередь Сезанн, будучи в деревне примерно в 1905 году, передавал мерцание дня синими и коричневыми пятнами, оставляя участки холста неокрашенными (см. иллюстрацию выше — «Поворот дороги»).
Однако, это «несовершенство» было не таким новшеством, как кажется. В эпоху Возрождения недосказанность, возможно, как и сейчас, тоже воспринималась как поэтический, душевный знак истинного художественного гения. Леонардо да Винчи был знаменит при жизни своими неполными работами. Он завоевал уважение тем, что создавал искусство «для себя», а не в угоду церкви. В 1502 году люди стояли в очереди на улицах Флоренции, чтобы увидеть его незаконченную картину.
На выставке в галерее Курто есть пленительные примеры незавершенных работ эпохи Возрождения, которые бережно сохранятся и ценятся как шедевры ускользающего гения. На картине «Святое семейство с Иоанном Крестителем» (1528 — 1537) Перино дель Ваги закончены только фигуры Иисуса и Иоанна. Мария и Иосиф обозначены условно, как нежные призраки.
«Венера среди пейзажа» (ок. 1520) Якопо Пальмы Старшего представляет законченный образ обнаженной женщины на фоне величественного неоконченного пейзажа, который написан в импрессионистской манере.
Почему незавершённость в искусстве имеет такую мощь? Ответ прост, считает Джонатан Джонс: «отлакированное» произведение не оставляет работы для ума; неоконченное же провоцирует воображение, приглашает зрителя к сотрудничеству.
«Наши отношения с художником вдруг становятся гораздо более интимными», — пишет искусствовед.
Это таинственная связь между неполнотой и величием в искусстве гипнотически отражена в маленьком эскизе Рембрандта, изобразившего себя рисующим обнаженную модель. Он и она набросаны тонкими линиями на подробно детализированном затенённом фоне. Свет и тьма, определённость и открытость незавершённости приводят в замешательство. Меньше значит больше, и это гениально.
Художник, рисующий модель
1648, 23.4×18.5 см
Выставка «Неоконченное…» в галерее института Курто продлится до 20 сентября 2015 года.