Регистрация

В Киеве в аукционном доме "Дукат" проходит тихий аукцион

Мне нравится1       0  
Аукционный дом «Дукат» 20 мая открыл тихий многодневный аукцион украинского искусства, который продлится до 26 мая. Мы побывали на выставке и расспросили владельца аукционного дома «Дукат» Леонида Комского о тонкостях организации аукционных торгов, услышали необычные истории из жизни аукционистов, и оценили самые яркие лоты представленной коллекции.
Интересная особенность: о повышении ставок на лоты т.н. «тихого» аукциона можно узнавать на странице мероприятия в фейсбуке, где приводятся и обновляются сведения о суммах, предлагаемых покупателями.
Леонид Комский на выставке
— Леонид, вы презентовали коллекцию нынешнего аукциона как самое сильное собрание за всю историю аукционного дома «Дукат». Какие работы вошли в коллекцию и в чем заключается ее «сила» и особенность?

— Наша коллекция, в основном, представлена работами из украинского неофициального искусства, современного искусства и немного — эмиграции. Больше всего здесь работ современного украинского искусства, созданных в годы с середины 1980-х и до наших дней. Почему эта коллекция, с нашей точки зрения, настолько хороша? Нам удалось собрать очень много сильных имен и хороших работ. Эти художники довольно часто и раньше присутствовали на наших аукционах, но именно сейчас они собраны вместе и представлены выдающимися работами. У художника ведь тоже есть более удачные произведения и, так сказать, произведения рядовые… Состав имен и процент «сильных» и «очень сильных» работ на этом аукционе очень высок. Это наше субъективное мнение, но я в это искренне верю.
— Значит, топ-лотов предвидится немало. Какие работы вы бы назвали наиболее интересными?

— У нас представлена великолепная работа Олега Голосия — замечательного художника, который прожил короткую, но очень яркую жизнь и уже стал легендой.
О. Голосий «Вход — Выход», первая половина 1980-х годов. Картон, смешанная техника, 75×78,5. Стартовая цена — 5 000 долларов
— Представлены также две знаковые работы Марко Гейко. Этого художника можно назвать художником первого ряда украинского современного искусства наряду с Олегом Голосием. Он был одним из основателей объединения «Живописный заповедник».
Марко Гейко «Натюрморт×Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. читать дальше в серых тонах», 2000 г., холст, масло, 115×140 см.
Стартовая цена 5 000 долларов
Марко Гейко «Женщина в розовом», 1999, холст, масло, 60×45. Стартовая цена 3000 долларов
— В этой коллекции представлены самые сильные художники «Живописного заповедника» наряду с Гейко — Анатолий Криволап и, конечно, Александр Животков.
Анатолий Криволап «Весна в провинции», 2001 год, холст, масло, 100×80. Стартовая цена 5 000 долларов (эстимейт 12 000 — 15 000)
Александр Животков «Кот № 1», 2012 год, дерево, авторская техника, 54×99. Стартовая цена 5 000 (эстимейт 10 000 — 12 000)
— Впервые на нашем аукционе присутствует работа Юлии Сегаль, художницы мировой величины. Она родом из Украины, сейчас живет в Израиле. Ее работы находятся в ведущих музеях мира. На аукционе представлена работа «Развитие сюжета». Это необычная работа, я называю ее «Воплощение и Развоплощение Троицы». Если смотреть на нее слева направо, заметно, как на пластинах постепенно растворяются фигуры ангелов, нимбы, пейзаж — это Развоплощение. А если проследить за развитием сюжета справа налево, как читаются еврейские тексты, то получится наоборот — «Воплощение Троицы».
Юлия Сегаль «Развитие сюжета», 1989 год, бронза, 20×16 (каждая пластина).
Старт 2 000 долларов (Эстимейт 5 000 — 7 000)
— Очень интересны работы Александра Ройтбурда «Тыква», Анатолия Лымарева «Череда с солнцем», Александра Сухолит «Нежность», Вудона Баклицкого «Дом».
Александр Ройтбурд «Тыква», 2011, холст, масло, 100×150.
Старт 5 000 (Эстимейт 12 000 — 15 000)
Анатолий Лымарев «Стадо с солнцем», начало 1960-х, холст, масло, 46×60,5.
Старт 1 000 долларов (эстимейт 2 000 — 2 500)
Александр Сухолит «Нежность», 2001, бумага, пастель×
Пастель (от лат. pasta – тесто) – материалы, в виде мелков, применяемые в живописи и графике. Может быть восковой, сухой и масляной. Сухая пастель предполагает применение метода растушевки, с помощью которого можно достичь мягких цветовых переходов. Помимо этого различают твердую пастель для рисунка и мягкую для сочных крупных штрихов. Изображение наносят на фактурную поверхность, способную удержать пигмент: бархатную, пастельную и наждачную или тонированную бумагу для акварели. Ранее мастера рисовали даже на замше. Единственный минус – способность осыпаться. Поэтому после завершения работы картину фиксируют специальным материалом или обычным лаком для волос. Название красок произошло от названия техники «а пастелло», применяемой итальянскими художниками ХVI века. Спустя два столетия эту тенденцию подхватили во Франции. Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость написания картин с помощью пастели. Ею пользовался Дега, размашисто накладывая краску на поверхность, а после - обрабатывая паром, что делало материал податливым для растушевки пальцами.
читать дальше
, 77×99.

Старт 500 долларов (эстимейт 2 000 — 2 500)
— Классическое искусство у нас представлено работами Н. Бурачека, причем редкими ранними работами в стиле постимпрессионизма. Они идут одним лотом.
Николай Бурачек «Пасхальный натюрморт», 1920-е, картон, масло, 15×19. «Двор», 1920-е, картон, масло, 25×18.
Старт 6 000 долларов (эстимейт 10 000 — 12 000)
— Выставка открыта с 20 мая, уже несколько дней коллекционеры делают свои ставки, что вызывает особенный интерес и каковы ваши ожидания от торгов?

— На аукционе всегда бывают неожиданности: что-то уходит «со старта», а мы ожидали, что цена вырастет в 2 — 2,5 раза, а что-то вызывает ажиотаж и цена поднимается в разы. На прошлом аукционе наши коллекционеры купили то, что хотели, дешевле. Потом признавались, что готовы были платить больше. А сейчас коллекционеры приходят, присматриваются и пока скрывают, что их интересует, ждут последнего дня.

Обычно все становится ясно в последние два часа. Мы сейчас не понимаем, мы «со щитом или на щите».
— Какова ценовая политика этого аукциона, — как видим, работы, выставленные на аукцион, сравнительно недорогие…

— А сейчас по-другому нельзя. Рынок находится в разбитом состоянии, его необходимо реанимировать. Держать цены, к которым многие привыкли, смысла нет, потому что люди будут приходить, восхищаться работами, цокать языком и говорить: «Вот если бы раньше, я сделал бы ставку». Поэтому мы не просто опустили цены, мы их снизили в разы. Мы прикинули, по каким ценам люди могли бы начать делать ставки, и еще раз эту цену снизили, так, чтобы уже наверняка. Сложнее всего было убедить в разумности такого подхода тех людей, которые сдавали работы, — ведь работы на аукционе представлены из разных коллекций. На прошлом аукционе нам было сложно, а в этом году уже немного легче объяснить то, что если люди желают действительно продать, то такой подход единственно верный.
— Леонид, в прошлом году в интервью нашему изданию вы говорили о том, что рынок замер, сейчас ситуации на рынке изменилась?

— Происходит небольшое оживление, но цены расти не начали. Как это ни печально, мои предыдущие прогнозы о том, что ситуация не скоро изменится, оказались пока достаточно точными. Появилось немного больше новых коллекционеров, но, опять же, сейчас очень тяжело с ликвидностью. Я могу констатировать лишь то, что ситуация на рынке осталась такая, как в прошлом году — может, чуть-чуть лучше.
Когда мы готовили этот материал, данные на вечер 23 мая о предлагаемых суммах были таковы: за работу Криволапа предлагали 5 500 долл. (стартовая цена — 5 000), Ройтбурда — 6 000 долл. (стартовая цена — 5 000), эскиз Горской — 700 долл. (при стартовых 500), картину Марчука — 5 500 долл. (стартовая цена — 5 000).
— Леонид, вы проводите «тихий аукцион» и у вас уже есть опыт проведения такого аукциона в прошлом году. В чем заключается отличие «тихого» от «классического» аукциона?

— Как проходят классические аукционы - всем известно, об этом много говорилось и даже в фильмах можно увидеть. Во время тихого аукциона на выставке развешиваются работы, возле каждой работы-лота находится табличка с начальной ценой и определен приблизительный шаг (сумма, на какую возрастает цена лота при следующей ставке — прим. ред). Желающие участвовать в торгах регистрируются, и человеку присваивается некий номер участника аукциона. Дальше участники могут делать ставки. Кто-то делает первую ставку, другой человек хочет поставить больше и сообщает об этом администратору, который записывает новую ставку и номер участника в табличку около лота, а также заносит эту информацию на наш сайт и нашу страницу в фейсбуке. Администратор также сообщает коллекционеру, сделавшему предыдущую ставку, о том, что его ставка «перебита». Свои ставки коллекционеры могут делать на протяжении всей выставки, с 20 по 26 мая. В конце аукциона, — в данном случае в четверг, — мы приглашаем всех участников и оглашаем результаты. В это время коллекционеры также могут делать ставки и приобретать работы. Это не первый наш тихий аукцион и мы уже представляем, как это происходит, поэтому волнуемся немного меньше.
Аукционная выставка в Доме «Дукат»
— Леонид, вы полагаете, модель тихого аукциона более подходит к нынешней ситуации и более эффективна, чем обычный аукцион?

— Вообще мы называем тихий аукцион «гибридным аукционом». Лет 15−20 назад появились интернет-аукционы: его создатели перенесли паттерны (модели — прим. ред.) оффлайнового аукциона в он-лайн режим. Все интернет-аукционы более-менее похожи, самый большой в мире — это «eBay». Мы же пошли по другому пути: мы перенесли паттерны онлайновского аукциона в офф-лайн, и кое-что оставили он-лайн. Аукцион получился гибридный в каком-то смысле, и мы продолжаем разрабатывать и совершенствовать эту модель.
— Леонид, расскажите, как проходит сама организация аукциона и сколько времени требуется на подготовку аукциона?

— Вообще такой аукцион готовится три-четыре месяца, если совсем не спешить — четыре-пять месяцев. Первый этап — отбор работ: мы сообщаем по нашим каналам и на фейсбуке о том, что устраиваем аукцион, и люди обращаются к нам с предложениями. Мы видим порядок цены, которую запрашивает владелец работы, и определяем ценность этой вещи. С одной стороны, мы работает на «сдатчика», который хочет подороже продать работу, но также и на покупателя, который хочет подешевле купить. Наша задача как аукциониста — найти компромисс, потому что любая сделка — это компромисс между покупателем и продавцом. Плюс к этому мы анализируем работы из нашей коллекции и подбираем те вещи, которые, на наш взгляд, сочетаются и могут быть интересны коллекционерам в данный момент.

— Любопытно, кто откликается на ваш анонс и какие предложения вы рассматриваете?

Например, в прошлом году мы провели обычный аукцион по современному украинскому искусству. Задолго до запланированного события мы сделали объявление в фейсбуке и нам присылали свои работы молодые художники. Это было полезно, потому что мы представили этот срез и поняли, насколько мал процент действительно интересных художников. Есть огромное количество графоманов, ведь многие мечтают создать великое произведение: написать «Войну и мир», создать «Гернику» или «Мону Лизу»… Часто присланные нам работы были не лишком привлекательными, однако мы нашли несколько молодых художников (я не буду называть их имена), которые вызывают большой интерес. Посмотрим, может кто-то из них станет частью арт-рынка и войдет в контекст современного украинского искусства.

— Леонид, как подбиралась коллекция нынешнего аукциона?

— На этом аукционе представлены работы из личной коллекции аукционного дома «Дукат», работы дилеров — наших коллег, и произведения, которые дали коллекционеры из своих собраний.
Иван Марчук «Затишье на хуторе» (Затишок на хуторі). 2004, холст, акрил×
Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
читать дальше
, 60×80. Старт 5 000 (эстимейт 12 000 — 15 000)
— Скажите, вы приобретаете работы у художников? Так, в этой коллекции мы видим пейзаж И. Марчука. Пытаетесь у самого художника купить работы?

— Нет! Что вы! Такая работа у Ивана будет стоить раза в четыре дороже. Работ Марчука мало на рынке и цены на них достаточно высоки. Мы редко работаем с самими художниками, их работы к нам поступают со вторичного рынка.
— Бывают какие-то необычные случаи, находки?

— Конечно! Нередко бывало так, что к нам приходят люди, которым художник когда-то подарил картину. Например, врач лечил зубы художнику, который впоследствии стал знаменитым. Художник взял, и подарил ему работу в благодарность за то, что у него больше зубы не болят. Прошло 20 или 30 лет, и этот человек решает узнать стоимость своей работы. Он нам звонит и спрашивает, сколько стоит работа такого-то автора. Ему говорят, мол, эта работа может стоить около 50 000 грн. После того, счастливый обладатель очнулся от обморока, вызванной этой новостью, он приносит работу и выставляет ее на аукционе.
— Леонид, вы как глава аукционного дома выступаете главным экспертом аукционного дома «Дукат»? Часто ли в вашей практике встречаются подделки?

— В экспертизе принимает участие вся команда аукционного дома. Бывают случаи, когда смотришь на работу, и сомневаешься: вроде «оно», но что-то не то. Нужна экспертиза! Вообще, наш аукционный дом не занимается классическим искусством, где распространены подделки. Наше направление — это послевоенное неофициальное и современное украинское искусство, все остальное, так сказать, побочное. Сейчас классического первоклассного искусства на рынке уже давно нет. Мы бы с удовольствием занимались украинским авангардом, но Малевича, Экстер или Архипенко, к сожалению, сейчас не приносят. Хотя на нынешенм аукционе в нашей коллекции присутствует работа В. Ермилова из коллекции Игоря Дыченко, причем она уже когда-то была на нашем аукционе.
Василий Ермилов «Мотивы декоративной росписи», начало 1920-х, картон, гуашь×
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
читать дальше
, трафарет, 14,5×10 (каждый лист).
Старт 3 000 долларов (эстимейт 5 000 — 7 000)
— Вообще на этом аукционе присутствуют несколько работ, которые до этого уже фигурировали на наших аукционах и находили своих покупателей, — признается Леонид. —  Просто люди вынуждены из-за кризиса продавать их. Для нас это тоже интереснейший эксперимент. Гривна упала в три раза, идет война, экономика в ужасном состоянии, но, тем не менее, у меня есть надежда, что некоторые из этих работ уйдут не хуже, чем они ушли когда-то. С одной стороны — кризис, а с другой — работ такого уровня тоже стало меньше. Допустим, та же работа Криволапа была куплена на нашем аукционе за 6 000 долларов шесть лет назад, и это была большая цена, а сейчас она выставлена за 5 000 — совсем небольшой старт, потому что сейчас работы Криволапа выросли в цене.
— Леонид, на какие бы еще работы вы обратили внимание — те, которые нравятся лично вам, и вы находите их уникальными для коллекционера?

— Отмечу эскиз к мозаикам в Краснодоне Аллы Горской — легендарной художницы, участницы украинского освободительного движения, которая по слухам, была убита КГБ в 1970 году.
Алла Горская. Эскиз мозаичного панно «Флаг победы» для музея «Молодая гвардия» в Краснодоне Луганской области. 1968 год, бумага, смешанная техника, 13×26. Старт 500 долларов (эстимейт 2 000 — 2 500)
— Работа Павла Макова «Симферопольский пейзаж», 1980-х годов, когда художник не был еще знаменит, может быть интересна коллекционерам как ранняя его работа.
Павел Маков «Симферопольский пейзаж», 1988, офорт, 66×94,5.
Старт 2 000 (эстимейт 5 000 — 7 000)
— Офорт Александра Аксинина (1949−1985) — художника-мистика, погибшего в авиакатастрофе. За уникальный графический талант его называли «львовским Дюрером».
Александр Аксинин «Б. И. Майи Пальчиковой. Лист 4 из цикла «І ЦЗИН». 1984 год, офорт, 10,6×8.
Старт 150 долларов (єстимейт 300 — 400)
— «Фламинго» Матвея Вайсберга, тоже уже художника-легенды. Его цикл «Стена» о событиях, происходивших на Майдане Независимости в Киеве в начале 2014 года, объездил весь мир. Эта выставка проходила в Лондоне, Нью-Йорке, Варшаве, Ереване и ее проведение планируется и в других городах.
Матвей Вайсберг «Фламинго», 2011, холст, масло, 50×60.
Старт 1 000 долларов (эстимейт 2 500 — 3 000)




Игорь Гайдай «Космос украинского хлеба», 2004, фотография, 113×96.
Старт 400 долларов (эстимейт 2 500 — 3 000)

Ференц Семан «Натюрморт», конец 1980-х, картон, масло, 50×70.
Старт 1 000 долларов (эстимейт 3 000 — 4 000)
Тихий аукцион в «Дукате» заканчивается вечером 26 мая оглашением результатов.
Комментировать Комментарии
HELP