«Морфин захватил Париж, и новый образ дам, — поистине ужасающих, — появился на постерах того времени. И коллекционеры полюбили их!» — говорят организаторы одной из самых эпатажных выставок коллекционных принтов в истории Музея искусств Арманда Хаммера в Лос-Анджелесе.
«Хорошие девочки выпили чай; плохие девочки приняли морфий. В прекрасную эпоху Парижа конца XIX века у них были свои причины ловить кайф» — вот вам еще один словесный шедевр, взятый из анонса выставки. Нас же особо впечатляют контрасты чудесных дамских образов — вообще-то красотки! — и их поистине жуткого занятия. А какие художники создавали эти постеры? Может, неудачники, решившие эпатировать публику хоть чем-то? Отнюдь: Эжен Самюэль Грассе, Виктор Пруве — настоящие мастера! Они показывали жизнь без прикрас.
«Начало XIX века считается Золотым Веком в Париже, где женщины в элегантных платьях и шляпках скользили от театра до кабаре. Действительность была более мрачной» — отмечает куратор выставки «Чай и Морфий: Женщины в Париже, 1880 — 1914» Синтия Берлингем. «Отчаявшиеся женщины прибегали к проституции и употреблению морфина, и оба занятия были законны» — продолжает она. Литография Эжена Грассе (см. выше) с изображением кокотки, приспустившей чулок для еще более ужасного, чем ее древнейшая профессия, занятия — оказывается, была эмблемой времени.
«Начало XIX века считается Золотым Веком в Париже, где женщины в элегантных платьях и шляпках скользили от театра до кабаре. Действительность была более мрачной» — отмечает куратор выставки «Чай и Морфий: Женщины в Париже, 1880 — 1914» Синтия Берлингем. «Отчаявшиеся женщины прибегали к проституции и употреблению морфина, и оба занятия были законны» — продолжает она. Литография Эжена Грассе (см. выше) с изображением кокотки, приспустившей чулок для еще более ужасного, чем ее древнейшая профессия, занятия — оказывается, была эмблемой времени.
«Предмет отвратителен, но „лечение“ довольно эстетично: в стиле работы — от японских мотивов до линий арт-нуво» — продолжают объяснять арт-компоненту кураторы экспозиции. Все рассматривается в чисто эстетическом ключе: эпатаж привлекает внимание, а дальше — дело техники, причем в прямом смысле. По представленным работам можно исследовать, как художники того времени экспериментировали с приемами, стилем и направлениями, оттачивая свое мастерство на гравюрах.
Собственно, представленная коллекция — в основном, частное собрание Elisabeth Dean Collection, которое публика могла видеть лишь в далеком 1986, причем оно с тех пор изрядно разрослось. Вниманию ошеломленных посетителей — принты из других частных собраний («Их обычно не выставляли, а держали дома, показывая избранным гостям» — Синтия), а также постеры и афиши известных артистов (например, Сары Бернар), книги, программки и другие экспонаты той эпохи.
Эпатаж? Экскурс? История? Жестокая тема — не скроем — вызвала и наше любопытство. «Просто шок» — таков комментарий гостя экспозиции. Представляем его силу, если даже просто изображения дам-морфинисток столь откровенно страшат, притягивая взоры. А вдобавок к выставке проводятся лекции «Морфин, секс и свобода».