В 1919 году в Санкт-Петербурге открылся еврейский камерный театр, постановщиком которого стал Алексей Грановский. В 1920 году театр переезжает в Москву, и Шагалу предлагают оформить зал, где будут показаны спектакли на вечере памяти писателя Шолом-Алейхема.
Шагал работал над декорациями два месяца. Всего художник сделал девять панно, семь из которых сохранились до наших дней. Художник добавлял глину в темперу и гуашь — благодаря этому изображения будто бы светятся изнутри.
«Вот возможность перевернуть старый еврейский театр с его психологическим натурализмом и фальшивыми бородами. Наконец-то я смогу развернуться и здесь, на стенах, выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра».
Марк Шагал, «Моя жизнь»
Марк Шагал, панно «Литература» («Переписчик Торы»), 1920
В своей характерной манере Шагал располагает все персонажи, не согласуясь с логикой события, о котором повествует. Его произведения сродни Ноеву ковчегу, где все и вся находит свое место.
Подготовлено по материалам tretyakovgallery.ru, m-chagall.ru, tass.ru.