войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Российский искусствовед Елена Баснер полностью оправдана

Более двух часов заняло оглашение оправдательного приговора известному российскому искусствоведу Елене Вениаминовне Баснер. 17 мая суд признал ее невиновной по делу о продаже в 2014 году картины Бориса Григорьева «В ресторане», которую позже признали подделкой. Коллеги Баснер встретили решение суда аплодисментами.
Российский искусствовед Елена Баснер полностью оправдана
Фото: Денис Вышинский/ТАСС. Источник: theartnewspaper.ru
Фото: Денис Вышинский/ТАСС. Источник: theartnewspaper.ru
Немного об истории дела — длинного и запутанного. Летом 2009 года к Елене Баснер попала картина, которая, по утверждению владельца, досталась ему в наследство. Произведение было атрибутировано Еленой Баснер как подлинник Бориса Григорьева. Впоследствии искусствовед упомянула о картине в беседе с арт-дилером Леонидом Шумаковым, в издательстве которого «Золотой век» вышла книга-монография о художнике, написанная известным специалистом по его творчеству Тамарой Галеевой. Шумаков предложил приобрести картину, которая и была ему продана за сумму порядка 180 тысяч евро.
Борис Григорьев. «Парижское кафе». 1913. Из коллекции Государственного Русского музея
Бумага, смешан
Борис Григорьев. «Парижское кафе». 1913. Из коллекции Государственного Русского музея
Бумага, смешанная техника, размеры 52,6×70,3 см
Кто такой Борис Григорьев и почему его работы так высоко ценятся в художественном мире? Подробности — в нашем материале «Страсти по Борису: русский авангардист Григорьев — на арт-передовой».
Работа «В ресторане», принадлежащая А. Васильеву: картон, смешанная техника, размеры 62,2×79,7 см. П
Работа «В ресторане», принадлежащая А. Васильеву: картон, смешанная техника, размеры 62,2×79,7 см. По мнению сотрудников Русского музея, картина первоначально создавалась не как заведомая подделка, а как учебная копия. Она была написана не позднее 1984 года с оригинала Бориса Григорьева «Парижское кафе», который тогда принадлежал семье Окуневых.
Два года спустя выяснилось, что настоящим владельцем картины стал коллекционер Андрей Васильев: он представил произведение на выставку в галерею «Наши художники». Именно тогда и начал набирать обороты скандал: выяснилось, что в 2009 году работа была на экспертизе в Центре им. Грабаря, специалисты которого обнаружили наличие фтолцианиновых пигментов и признали её поддельной. Русский музей после собственного исследования также опроверг авторство Бориса Григорьева.
Сама искусствовед неоднократно высказывала свою точку зрения на собственную атрибуцию картины — читайте большое интервью Елены Баснер для радио «Свобода».
Общий вид копии, принадлежащей А. Васильеву, в ИК-лучах. Хорошо виден предварительный карандашный ри
Общий вид копии, принадлежащей А. Васильеву, в ИК-лучах. Хорошо виден предварительный карандашный рисунок, сделанный копиистом. Видимо, именно так будущему владельцу надо было исследовать работу Бориса Григорьева перед приобретением. Источник.
В мае прошлого года отдел реставрации Государственного Русского музея подготовил и опубликовал большое и подробное исследование обеих картин.
Слева — фрагмент центральной части оригинала картины из собрания Русского музея; справа — фрагмент к
Слева — фрагмент центральной части оригинала картины из собрания Русского музея; справа — фрагмент копии, принадлежащей А. Васильеву. Источник: restoration.rusmuseum.ru
19 мая в Москве аукционный дом Sotheby’s проведет для публики предаукционный показ произведений русс


19 мая в Москве аукционный дом Sotheby’s проведет для публики предаукционный показ произведений русского искусства ХХ века. Торги пройдут 7 июня 2016 года в Лондоне. Будут ли покупатели отныне предъявлять повышенные требования к атрибутированию произведений русского искусства? Вопрос!

Выше: Александр Бенуа «Появление Екатерины Великой в Царском Селе», 1951. Эстимейт £15 000 — 20 000. Источник: Sotheby’s
Сама Елена Баснер еще в 1983 году участвовала в приемке коллекции Бориса Окунева (почти 800 единиц), переданной в дар Русскому музею — в том числе и картины «Парижское кафе», которая с тех пор не выставлялась. С 2011 года искусствовед пыталась разобраться в этом запутанном деле, но поняла свою ошибку, только увидев одновременно обе работы — поддельную «В ресторане» и подлинную «Парижское кафе» — в кабинете следователя, а было это в 2014 году.
Елена Баснер заявила о добросовестном заблуждении: она не делала официальной экспертизы картины, а заявление о подлинности работы Григорьева было лишь ее субъективным мнением.
Рекомендуемые выставки и показы
Дело Андрея Васильева против Елены Баснер было очень громким и широко обсуждалось — в том числе на ф


Дело Андрея Васильева против Елены Баснер было очень громким и широко обсуждалось — в том числе на форуме по инвестициям в искусство ArtInvestment — 130 страниц обсуждений, мнений и различных доводов. Суд вынес Елене Баснер оправдательный приговор с формулировкой «доводы стороны обвинения признаются судом надуманными».


Фото: Евгений Павленко / kommersant.ru

Непреднамеренная ошибка эксперта разделила жизнь петербургского арт-рынка на периоды «до дела Баснер» и после него, а отголоски «дела Баснер» еще долго будут звучать в экспертном мире.