Более двух часов заняло оглашение оправдательного приговора известному российскому искусствоведу Елене Вениаминовне Баснер. 17 мая суд признал ее невиновной по делу о продаже в 2014 году картины Бориса Григорьева «В ресторане», которую позже признали подделкой. Коллеги Баснер встретили решение суда аплодисментами.
Фото: Денис Вышинский/ТАСС. Источник: theartnewspaper.ru
Немного об истории дела — длинного и запутанного. Летом 2009 года к Елене Баснер попала картина, которая, по утверждению владельца, досталась ему в наследство. Произведение было атрибутировано Еленой Баснер как подлинник Бориса Григорьева. Впоследствии искусствовед упомянула о картине в беседе с арт-дилером Леонидом Шумаковым, в издательстве которого «Золотой век» вышла книга-монография о художнике, написанная известным специалистом по его творчеству Тамарой Галеевой. Шумаков предложил приобрести картину, которая и была ему продана за сумму порядка 180 тысяч евро.
Борис Григорьев. «Парижское кафе». 1913. Из коллекции Государственного Русского музея
Бумага, смешанная техника, размеры 52,6×70,3 см
Бумага, смешанная техника, размеры 52,6×70,3 см
Кто такой Борис Григорьев и почему его работы так высоко ценятся в художественном мире? Подробности — в нашем материале «Страсти по Борису: русский авангардист Григорьев — на арт-передовой».
Работа «В ресторане», принадлежащая А. Васильеву: картон, смешанная техника, размеры 62,2×79,7 см. По мнению сотрудников Русского музея, картина первоначально создавалась не как заведомая подделка, а как учебная копия. Она была написана не позднее 1984 года с оригинала Бориса Григорьева «Парижское кафе», который тогда принадлежал семье Окуневых.
Два года спустя выяснилось, что настоящим владельцем картины стал коллекционер Андрей Васильев: он представил произведение на выставку в галерею «Наши художники». Именно тогда и начал набирать обороты скандал: выяснилось, что в 2009 году работа была на экспертизе в Центре им. Грабаря, специалисты которого обнаружили наличие фтолцианиновых пигментов и признали её поддельной. Русский музей после собственного исследования также опроверг авторство Бориса Григорьева.
Сама искусствовед неоднократно высказывала свою точку зрения на собственную атрибуцию картины — читайте большое интервью Елены Баснер для радио «Свобода».
Общий вид копии, принадлежащей А. Васильеву, в ИК-лучах. Хорошо виден предварительный карандашный рисунок, сделанный копиистом. Видимо, именно так будущему владельцу надо было исследовать работу Бориса Григорьева перед приобретением. Источник.
В мае прошлого года отдел реставрации Государственного Русского музея подготовил и опубликовал большое и подробное исследование обеих картин.
Слева — фрагмент центральной части оригинала картины из собрания Русского музея; справа — фрагмент копии, принадлежащей А. Васильеву. Источник: restoration.rusmuseum.ru
19 мая в Москве аукционный дом Sotheby’s проведет для публики предаукционный показ произведений русского искусства ХХ века. Торги пройдут 7 июня 2016 года в Лондоне. Будут ли покупатели отныне предъявлять повышенные требования к атрибутированию произведений русского искусства? Вопрос!
Выше: Александр Бенуа «Появление Екатерины Великой в Царском Селе», 1951. Эстимейт £15 000 — 20 000. Источник: Sotheby’s
Сама Елена Баснер еще в 1983 году участвовала в приемке коллекции Бориса Окунева (почти 800 единиц), переданной в дар Русскому музею — в том числе и картины «Парижское кафе», которая с тех пор не выставлялась. С 2011 года искусствовед пыталась разобраться в этом запутанном деле, но поняла свою ошибку, только увидев одновременно обе работы — поддельную «В ресторане» и подлинную «Парижское кафе» — в кабинете следователя, а было это в 2014 году.
Елена Баснер заявила о добросовестном заблуждении: она не делала официальной экспертизы картины, а заявление о подлинности работы Григорьева было лишь ее субъективным мнением.
Дело Андрея Васильева против Елены Баснер было очень громким и широко обсуждалось — в том числе на форуме по инвестициям в искусство ArtInvestment — 130 страниц обсуждений, мнений и различных доводов. Суд вынес Елене Баснер оправдательный приговор с формулировкой «доводы стороны обвинения признаются судом надуманными».
Фото: Евгений Павленко / kommersant.ru
Непреднамеренная ошибка эксперта разделила жизнь петербургского арт-рынка на периоды «до дела Баснер» и после него, а отголоски «дела Баснер» еще долго будут звучать в экспертном мире.