Регистрация

Новаторская выставка Кранахов в Москве проливает свет на советское «трофейное искусство»

Мне нравится3       0  
Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», которая проходит в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, может оказаться вехой в преодолении напряжённости, которая возникла после разграбления советских музеев и ответного изъятия картин из немецких коллекций во время Второй мировой войны. Впервые в одной экспозиции представлены несколько произведений немецкого придворного живописца XVI века Лукаса Кранаха, вывезенные в СССР, и полотна, которые остались в замке Фриденштайн в Готе.
В частности, рядом висят «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа» (1529) из Готы и «Адам и Ева. Грехопадение» (1527), входящее ныне в коллекцию Музея им. Пушкина.
Иллюстрация выше: у картины «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа» (1529) есть альтернативное название — «Закон и благодать». Иллюстрация ниже: Лукас Кранах Старший, «Адам и Ева. Грехопадение» (1527)
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение

«Кранахи» — это первая крупная выставка двух немецких живописцев в России. В залах разместились 48 картин и более 50-ти графических работ отца и сына, в том числе — предоставленные российскими и европейскими частными коллекциями.

Перед окончанием Второй мировой войны и после этого Красная Армия вывозила из Германии художественные ценности в качестве компенсации за изъятие и уничтожение произведений искусств в Союзе. Часть трофеев были возвращены в Гот в 1950-е годы, однако многие осели в советских галереях. Вместе с тем, сейчас в Музее Пушкина выставлены и полотна Кранахов, которые входили в российские коллекции до Октябрьской революции.

Хедлайнеры выставки — это четыре произведения основателя династии Кранахов «Венера и Амур» (1509) из питерского Эрмитажа (иллюстрация выше), «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (1510-е) из Музея изящных искусств в Будапеште, «Плоды ревности. Серебряный век» (1530) из коллекции Музея им. Пушкина, а также «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531) из Фонда замка Фриденштайн (иллюстрация ниже).
Ниже: Лукас Кранах Младший, «Портрет Лукаса Кранаха Старшего в возрасте 77 лет» (1549)
Лукас Кранах Младший. Портрет Лукаса Кранаха Старшего в возрасте 77 лет

Лукас Кранах Старший (1472 — 1553) считается реформатором немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от Ренессанса к маньеризму. Он организовал мастерскую, которая со временем перешла к его сыну Лукасу Младшему, а затем — внуку и правнуку. Обо всей династии следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении XVI столетия.

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина продлится до 15 мая. Затем экспозиция переедет в Эрмитаж, который предоставил несколько картин для неё. А в 2017 г. ГМИИ им. Пушкина предоставит картины для выставке в Готе, посвященной искусству французских художников.
По материалам theartnewspaper.com, ИА ТАСС и официального сайта Музея изобразительных искусств им. Пушкина. Главная иллюстрация — Лукас Кранах Старший, «Христос и грешница» (1532)
Комментировать Комментарии
HELP