Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Почти через 100 лет после того,как Альфонс Муха с женой побывал в Риме,столица Италии принимает крупнейшую в истории страны ретроспективу чешского художника — «иконы ар-нуво». Выставка«Альфонс Муха» в Витториано(Complesso del Vittoriano) представляет более 200 работ,от картин и рисунков до роскошной реконструкции интерьера для бутика Фуке в Париже.
В экспозиции — легендарная афиша для спектакля«Жисмонда» с Сарой Бернар,«Мадонна лилий», «Лето» из серии«Времена года», этюды к «Славянской эпопее», плакаты,рисунки,картины,ювелирные изделия,книги и фотографии.
Альфонс Муха и его жена Марушка,позади — Complesso del Vittoriano(фото со страницы выставки на сайте Фонда Альфонса Мухи)
Альфонс Муха(1860 — 1939) был одним из самых известных художников в Европе конца XIX — начала XX веков. Сочетая портреты соблазнительных женщин с новейшими достижениями в области печати,он создал весьма оригинальные плакаты и породил новый жанр изобразительного искусства,который расцвёл в Париже Прекрасной эпохи. Во время визита в США в 1904 году местная пресса провозгласила Муху«величайшим художником-декоратором в мире».
Альфонс Муха считается одним из «отцов» художественного движения ар-нуво,для которого характерно преобладание мягких линий,цветочных форм и растительных мотивов. Но в действительности это был многогранный и разносторонний мастер,который экспериментировал с различными стилями и подходами. Муха был твёрдо убеждён,что ценность искусства — в отражении жизни,и это не относится исключительно к эстетической сфере,а,скорее,находит завершение в ней.
Альфонс Муха, «Лето. Из серии "Времена года"» (1896)
Альфонс Муха, «Живопись. Из серии "Искусства"» (1898)
Кроме того,Муха,родившийся в южной Моравии на территории тогдашней Австро-Венгрии,был пылким патриотом. Он глубоко верил в политическую свободу своей родины и духовное единство славянских народов,а потому значительную часть своего таланта,энергии и времени посвятил прославлению свободы и братства. Художник мечтал о мире,где этнические меньшинства живут в гармонии,не находясь под давлением более мощных государств. Эти утопические идеалы проявляются в его шедевре«Славянская эпопея»(1911 — 1928). На выставке в Риме представлен эскиз к полотну № 14 из этой серии — «Николай Зринский защищает Сигет от турок».
Экспозиция в Витториано разделена на шесть секций: «Богемец в Париже», «Создатель образов для широкой публики», «Космополит», «Мистик», «Патриот» и «Художник-философ».
В первом разделе представлены афиши к спектаклям с участием Сары Бернар. Главный плакат — «Жисмонда», с которого началось восхождение Альфонса Мухи к вершинам славы. В конце 1894 года знаменитая актриса искала художника для оформления афиши к предстоящей новой постановке,но ни одни её не удовлетворил. В конце концов,остался лишь Муха,который создал эскиз в большой спешке. Печатник был сбит с толку: он никогда не видел ничего подобного. Постер,на котором византийские мотивы сочетались с приёмами в стиле ар-деко,выглядел ультрасовременно. Все были уверены,что примадонна отклонит его. Однако Бернар пригласила Альфонса Муху на встречу и заявила,что он сделал её бессмертной. С тех пор актриса не позволяла никому другому изображать себя.
Слева: Альфонс Муха,афиша к спектаклю«Жисмонда» по пьесе Викторьена Сарду с Сарой Бернар в заглавной роли(1895)
Эта работа сделала чешского художника самым знаменитым дизайнером плакатов своего времени и породила термины«стиль Мухи» и «женщины Мухи».
Отсюда логически вытекает контент второго раздела выставки — «Создатель образов для широкой публики». Это плакаты и декоративные панели,созданные для коммерческих целей. Помимо прочего тут представлены«Декоративные материалы»(1902) — практическое руководство по дизайну для мастеров,предназначенное«помочь прививать эстетические ценности в декоративно-прикладном искусстве».
Кольцо,созданное ювелиром Жоржем Фуке по эскизу Альфонса Мухи
Центральные элементы третьей секции«Космополит» демонстрируют Альфонса Муху на пике славы — от Всемирной выставки в Париже в 1900 году до работ,созданных в сотрудничестве с известным французским ювелиром Жоржем Фуке. Сюда же вошли и произведения«американского периода»: декорации для«Немецкого театра» в Нью-Йорке и афиши для актрис Лесли Картер и Мод Адамс.
Слева: Альфонс Муха,реконструкция интерьера ювелирного магазина Жоржа Фуке в стиле ар-нуво в Париже(1900)
Четвёртый раздел ретроспективы в Риме посвящён влиянию спиритизма и масонской философии в творчестве Мухи. Они ярко проявились в Le Pater(«Отче наш») — иллюстрированной книге,которая была опубликована в 1899 году.
В разделе пятом представлен патриотический аспект карьеры Мухи после его возвращения на родину в 1910 году. Особое внимание сосредоточено на создании«Славянской эпопеи»: тут можно увидеть подготовительные этюды,наброски,документы и фотографии,связанные с этой серией монументальных работ.
В заключение кураторы представляют Альфонса Муху как философа,и в шестой секции расположены работы,которые иллюстрируют его гуманитарные идеалы и реакцию на угрозу войны в быстро меняющемся мире.
Альфонс Муха, «Век Разума» (1936 - 1938)
Альфонс Муха, «Век Любви» (1936 - 1938)
Экспозиция завершается последним проектом художника — триптихом«Век Разума», «Век Мудрости» и «Век Любви», задуманного как памятник человечеству в целом. И хотя начатое в 1936 году произведение не было окончено,эскизов к нему достаточно,чтобы почувствовать послание,которое мастер хотел передать всем живущим.
ru.wikipedia.…0%B5%D1%8F