войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Крупнейшая ретроспектива Альфонса Мухи представлена в Риме

Почти через 100 лет после того, как Альфонс Муха с женой побывал в Риме, столица Италии принимает крупнейшую в истории страны ретроспективу чешского художника — «иконы ар-нуво». Выставка «Альфонс Муха» в Витториано (Complesso del Vittoriano) представляет более 200 работ, от картин и рисунков до роскошной реконструкции интерьера для бутика Фуке в Париже.
Крупнейшая ретроспектива Альфонса Мухи представлена в Риме
В экспозиции — легендарная афиша для спектакля «Жисмонда» с Сарой Бернар, «Мадонна лилий», «Лето» из серии «Времена года», этюды к «Славянской эпопее», плакаты, рисунки, картины, ювелирные изделия, книги и фотографии.
Альфонс Муха и его жена Марушка, позади — Complesso del Vittoriano (фото со страницы выставки на сай
Альфонс Муха и его жена Марушка, позади — Complesso del Vittoriano (фото со страницы выставки на сайте Фонда Альфонса Мухи)
Многие работы итальянская публика увидит впервые.
Альфонс Муха (1860 — 1939) был одним из самых известных художников в Европе конца XIX — начала XX ве


Альфонс Муха (1860 — 1939) был одним из самых известных художников в Европе конца XIX — начала XX веков. Сочетая портреты соблазнительных женщин с новейшими достижениями в области печати, он создал весьма оригинальные плакаты и породил новый жанр изобразительного искусства, который расцвёл в Париже Прекрасной эпохи. Во время визита в США в 1904 году местная пресса провозгласила Муху «величайшим художником-декоратором в мире».

Слева: Альфонс Муха, «Автопортрет» (1899)

Альфонс Муха считается одним из «отцов» художественного движения ар-нуво, для которого характерно преобладание мягких линий, цветочных форм и растительных мотивов. Но в действительности это был многогранный и разносторонний мастер, который экспериментировал с различными стилями и подходами. Муха был твёрдо убеждён, что ценность искусства — в отражении жизни, и это не относится исключительно к эстетической сфере, а, скорее, находит завершение в ней.
  • Альфонс Муха, «Лето. Из серии "Времена года"» (1896)
  • Альфонс Муха, «Живопись. Из серии "Искусства"» (1898)
Кроме того, Муха, родившийся в южной Моравии на территории тогдашней Австро-Венгрии, был пылким патриотом. Он глубоко верил в политическую свободу своей родины и духовное единство славянских народов, а потому значительную часть своего таланта, энергии и времени посвятил прославлению свободы и братства. Художник мечтал о мире, где этнические меньшинства живут в гармонии, не находясь под давлением более мощных государств. Эти утопические идеалы проявляются в его шедевре «Славянская эпопея» (1911 — 1928). На выставке в Риме представлен эскиз к полотну № 14 из этой серии — «Николай Зринский защищает Сигет от турок».
Экспозиция в Витториано разделена на шесть секций: «Богемец в Париже», «Создатель образов для широкой публики», «Космополит», «Мистик», «Патриот» и «Художник-философ».
В первом разделе представлены афиши к спектаклям с участием Сары Бернар. Главный плакат — «Жисмонда»


В первом разделе представлены афиши к спектаклям с участием Сары Бернар. Главный плакат — «Жисмонда», с которого началось восхождение Альфонса Мухи к вершинам славы. В конце 1894 года знаменитая актриса искала художника для оформления афиши к предстоящей новой постановке, но ни одни её не удовлетворил. В конце концов, остался лишь Муха, который создал эскиз в большой спешке. Печатник был сбит с толку: он никогда не видел ничего подобного. Постер, на котором византийские мотивы сочетались с приёмами в стиле ар-деко, выглядел ультрасовременно. Все были уверены, что примадонна отклонит его. Однако Бернар пригласила Альфонса Муху на встречу и заявила, что он сделал её бессмертной. С тех пор актриса не позволяла никому другому изображать себя.


Слева: Альфонс Муха, афиша к спектаклю «Жисмонда» по пьесе Викторьена Сарду с Сарой Бернар в заглавной роли (1895)

Эта работа сделала чешского художника самым знаменитым дизайнером плакатов своего времени и породила термины «стиль Мухи» и «женщины Мухи».
Отсюда логически вытекает контент второго раздела выставки — «Создатель образов для широкой публики». Это плакаты и декоративные панели, созданные для коммерческих целей. Помимо прочего тут представлены «Декоративные материалы» (1902) — практическое руководство по дизайну для мастеров, предназначенное «помочь прививать эстетические ценности в декоративно-прикладном искусстве».
  • Альфонс Муха, «Декоративные материалы: наброски лилии» (1901 - 1902)
  • Альфонс Муха, «Декоративные материалы: наброски аксессуаров» (1901 - 1902)
Кольцо, созданное ювелиром Жоржем Фуке по эскизу Альфонса Мухи
Кольцо, созданное ювелиром Жоржем Фуке по эскизу Альфонса Мухи
Центральные элементы третьей секции «Космополит» демонстрируют Альфонса Муху на пике славы — от Всем


Центральные элементы третьей секции «Космополит» демонстрируют Альфонса Муху на пике славы — от Всемирной выставки в Париже в 1900 году до работ, созданных в сотрудничестве с известным французским ювелиром Жоржем Фуке. Сюда же вошли и произведения «американского периода»: декорации для «Немецкого театра» в Нью-Йорке и афиши для актрис Лесли Картер и Мод Адамс.

Слева: Альфонс Муха, реконструкция интерьера ювелирного магазина Жоржа Фуке в стиле ар-нуво в Париже (1900)

Четвёртый раздел ретроспективы в Риме посвящён влиянию спиритизма и масонской философии в творчестве Мухи. Они ярко проявились в Le Pater («Отче наш») — иллюстрированной книге, которая была опубликована в 1899 году.
В разделе пятом представлен патриотический аспект карьеры Мухи после его возвращения на родину в 1910 году. Особое внимание сосредоточено на создании «Славянской эпопеи»: тут можно увидеть подготовительные этюды, наброски, документы и фотографии, связанные с этой серией монументальных работ.
В заключение кураторы представляют Альфонса Муху как философа, и в шестой секции расположены работы, которые иллюстрируют его гуманитарные идеалы и реакцию на угрозу войны в быстро меняющемся мире.
  • Альфонс Муха, «Век Разума» (1936 - 1938)
  • Альфонс Муха, «Век Любви» (1936 - 1938)
Экспозиция завершается последним проектом художника — триптихом «Век Разума», «Век Мудрости» и «Век Любви», задуманного как памятник человечеству в целом. И хотя начатое в 1936 году произведение не было окончено, эскизов к нему достаточно, чтобы почувствовать послание, которое мастер хотел передать всем живущим.
Рекомендуемые выставки и показы
Выставка «Альфонс Муха» в Витториано в Риме продлится до 11 сентября.
По материалам официального сайта Фонда Альфонса Мухи, официального сайта Complesso del Vittoriano и artdaily.com