Ваши ассоциации с фразой «пастельный портрет» — уличный мастер, на скорую руку набрасывающий черты рискнувшего позировать? Что ж, стоит познакомиться с мастерами «высшего пилотажа» прошлых веков! В Третьяковской галерее до 18 мая представлены изумительные работы: Кипренский, Венецианов, Маковский, Левитан, Бенуа, Сомов, Кустодиев, Борисов-Мусатов, Шмидт, Эриксен, Барду… Богатства из запасников — 150 «хитов», которые редко представляют публике из-за их хрупкости.
Работы XVIII — начала ХХ века, выполненные в технике пастели — это портреты, пейзажи, жанровые сцены… Тогда работы не покрывали лаком для волос, как это делают в наши дни, так что условия хранения картин великих художников прошлого — самые строгие. В последний раз работы представляли публике 10 лет тому, в 2004, и выставка стала настоящим открытием для публики. Ее большая популярность и послужила импульсом для нынешней экспозиции — не пропустите, возможность действительно редчайшая!
Жемчужина
1904, 35×43.7 см
В Россию пастель
проникла благодаря «специально приглашенным» европейским мастерам, которые любили писать… все теже пресловутые портреты на заказ! Тонкое мастерство Г.-Ф.Шмидта, В. Эриксена, Гагельганса, И.-Г.Шмидта, И. Барду их младшего современника К. Барду (портреты дворян) показывает, насколько велика пропасть между нашими обыденными представлениями и истинным изяществом. Ну, а русские художники эту пропасть и вовсе увеличивают до размера отдельной вселенной! Принявшие пастель
за богатые возможности создания особых фактур, оттенков, переходов, и визуальных эффектов, они раскрывали собственные творческие возможности.
Пусть это будет «Портрет
неизвестной» Орловского, или сцена с изящными дамами, похожая, скорее, на тонкую французскую работу, нежели на традиционную картину Кустодиева, мистические лики Врубеля или один из «хрестоматийных» пейзажей Левитана — «даже не думала, что картины пастелью могут быть настолько… полноценно крутыми!». Точно подметила посетительница!
К примеру, все ли знают, что Венецианов предпочитал пастель
и первая половина его творчества, да и портреты потом — чаще всего выполнены в этой технике? И что именно пастельные работы Константина Маковского в свое время покорили публику? Пастели Левитана конца 1890-х годов называют «эпохальными в истории развития русской пленэрной живописи», а вот для Серова пастель — скорее, исключение, и замечательную картину «Баба с лошадью» он нарисовал пастелью только потому, что на морозе масляные краски застывали.
Крестьянка с лошадью
1898
Кто-то искал «пастельной» яркости, кто-то, как С.В.Малютин, даже усиливал этот эффект красок и сам готовил карандаши… Художники комбинировали «приборы и материалы», и в обозначениях одной работы порой — полный «винегрет»: пастель
плюс белила, уголь, карандаш…
В общем, «пастельные» сцены в исполнении замечательных живописцев — целый и ценный пласт в культурном слое изобразительного искусства в России. Только в коллекции Третьяковской галереи хранится около 800 работ, некоторые из которых покупал еще сам Третьяков. Добро пожаловать на выставку — и карандаш вам в руки. Пастельный!
В общем, «пастельные» сцены в исполнении замечательных живописцев — целый и ценный пласт в культурном слое изобразительного искусства в России. Только в коллекции Третьяковской галереи хранится около 800 работ, некоторые из которых покупал еще сам Третьяков. Добро пожаловать на выставку — и карандаш вам в руки. Пастельный!