Чтобы обратить внимание на чрезвычайную ситуацию, сложившуюся в последнее время вокруг культурно-художественного и музейного комплекса, в Мыстецьком Арсенале открыли «чрезвычайную» выставку «АРСЕНАЛ SOS/Музейная коллекция». Работы из фондов арт-институции, — включая легендарную коллекцию Игоря Дыченко, до 14 апреля 2016 г. можно посмотреть совершенно бесплатно.
«Арсенал мертв — а ты еще нет». Так, перефразируя известный текст Бориса Гребенщикова, вскоре смогут сказать украинцы, если чиновники не сменят гнев на милость в отношении знаменитого Мыстецького Арсенала. Во всяком случае, в этом убеждено руководство известной всему миру арт-институции.
Виктор Пальмов. Украинское село зимой. 1919 — 1920 гг.
Арсенал, конечно же, еще далеко не мертв. Не закрыт. И его фонды, которые команда Натальи Заболотной собирала в течение 10-ти лет (в частности, многие участники здешних выставок дарили культурно-музейному комплексу свои произведения), не разбазарены. А это — ни много, ни мало, а «свыше 3 тыс. единиц хранения, которые являются частью Музейного фонда Украины» (из пресс-релиза выставки).
Казимир Малевич, Супрематическая композиция 1. 1916 г.
Галерист Павел Гудимов совсем недавно представил в Арсенале свой, совместный с Андреем Алферовым, кураторский проект «Тени забытых предков. Выставка». А теперь, приезжая на «свою» экспозицию, не проходит и мимо выставки из «арсенальских» фондов. Для настоящего ценителя искусств это просто невозможно — игнорировать лучшие отечественные «имена» и произведения ХХ века в одной экспозиции!
Александр Хвостенко-Хвостов.Эскиз костюма Министра Леандра к опере «Любовь к трем апельсинам», 1926 г.
В целости и сохранности, в частности — 509 «единиц хранения» знаменитой коллекции Игоря Дыченко, которую вдова одного из самых известных советских, да и мировых, коллекционеров, Валерия Вирская, передала на постоянное хранение МА 12 октября 2015 года (сама дарительница ушла в мир иной вскоре после этого, 27 февраля с.г., и прощание состоялось в Арсенале).
Анатоль Петрицкий, Гавань. 1930 — 1931 гг.
Анатолий Криволап, Обнаженная. Конец 1980-х гг.
В собрание Дыченко — по понятным причинам, оно стало основой нынешней выставки, — входят работы «К. Малевича, А. Богомазова, В. Пальмова, В. Ермилова, А. Хвостенко-Хвостова, В. Меллера, Павленко, Д. Бурлюка, М. Бойчука, А. Горской, А. Заливахи, А. Криволапа» (цитируем по пресс-релизу «арсенальского» проекта «Открытая коллекция. Игорь Дыченко, Валерия Вирская — украинскому народу»). А также «живописные и графические произведения «шестидесятников» — В. Зарецкого, А. Горской, А. Сумара, З. Лерман, представителей «новой волны» — В. Цаголова, Д. Кавсана и др, 15 графических работ Сальвадора Дали — иллюстрации к произведению Овидия «Искусство любви» (из пресс-релиза выставки «АРЛЕКІН ИДЕТ…«
In Memoriam».) В экспозицию «АРСЕНАЛ SOS/Музейной коллекции» также включены живописгные работы из фондов, «археологические артефактыXV—XVIII вв., нумизматика и старопечатные книги».
In Memoriam».) В экспозицию «АРСЕНАЛ SOS/Музейной коллекции» также включены живописгные работы из фондов, «археологические артефакты
Дмитрий Кавсан, Дары волхвов, 1989 г.
Александр Сухолит, Настоящее лето, 2003 г.
Экспозиция включает разнообразные экспонаты из фондов Мыстецького Арсенала.
Генеральный директор Наталия Заболотная (на фото), фактически, создала Мыстецький Арсенал таким, каким мы его знаем. Это она 10 лет назад возглавила только создающийся «будущий украинский Лувр или Эрмитаж» (как любили говорить тогда), и полуразрушенное заводское здание превратила в ведущую арт-площадку не только Украины, но и всей Восточной Европы. «Может ли существовать Арсенал без Заболотной?» — вот вопрос, который на все лады сегодня обсуждает отечественная интеллигенция.
К нынешнему противостоянию МА подтолкнули две архиважные причины. Во-первых, чиновники неожиданно отказались проводить конкурс на должность гендиректора культурно-художественного и музейного комплекса. Со стоявшей у истоков формирования арт-институции г-жой Заболотной контракта при этом тоже не продлили. Более того, ДУСя (Государственное управление делами при Президенте Украины), которой вместо Министерства культуры подчинен Мыстецький Арсенал, попыталась — как заявляет команда Заболотной, — исключить из Устава комплекса «стратегически важный подраздел «Музеи». В результате чего, Арсенал из музейного комплекса де-юре превратится просто в очередное «предприятие на балансе». В аналог гостиницы, свинофермы или пивзавода. Какая судьба в случае «волшебного перевоплощения» ожидает «арсенальскую» коллекцию, да и сам выставочный комплекс — можно только догадываться…
Василий Ермилов, Булка. 1914 г.
Виктор Рыжих, На Сене. 1992 г.
Михайло Бойчук. Портрет
Василя Седляра, 1927 г. Бумага, акварель
.
Причиной обеспокоенности судьбой Мыстецького Арсенала и его уникальной коллекции является затягивание ДУС проведения конкурса на должность генерального директора комплекса, а также неоднократные попытки органа управления изъять из устава комплекса стратегически важный подраздел «Музей».
(Из пресс-релиза выставки «АРСЕНАЛ SOS/Музейная коллекция»).
(Из пресс-релиза выставки «АРСЕНАЛ SOS/Музейная коллекция»).
Впрочем, отчаянный шаг Арсенала, который отважился вынести собственные конфликты в публичную плоскость, уже дает результаты. На сайте Главного управление делами появилось официальное разъяснение ситуации с конкурсом. Будем думать, что в обозримом будущем причин для беспокойства и вовсе не останется.
Мария Синякова, Петроград. Акварель
, 1920-е.
Профессор Дмитрий Горбачев — один из преданных членов нынешней команды Мыстецького Арсенала. А еще он — тот человек, которого, наверное, чуть не больше всех в Украине беспокоит судьба наследия украинского авангарда и знаменитой коллекции Игоря Дыченко, включающей картины Малевича, Пальмова, Ермилова, бойчукистов, и др. Еще бы! Ведь это именно Дмитрий Емельянович в 1960-х заново «открыл» миру приговоренный властями к уничтожению «живописный» украинский авангард !
Оксана Павленко, Пишут лозунг. Бумага, тушь, акварель
, смештехника, 1921 г.
Нынешний вернисаж: этот «АРСЕНАЛ SOS/Музейная коллекция» точно запомнится. Не так ведь часто в ведущих музеях страны проходят «экстренно-протестные» выставки, еще и такого размаха.
В рамках проекта, вдобавок, совершенно бесплатно можно посетить экскурсии, посвященные истории Арсенала и его художественной коллекции. А также послушать лекцию об украинском авангарда самого легендарного «спасителя» его наследия, профессора Дмитрия Горбачева. (Лекция «Коллекция украинского авангарда в собрании Мыстецького Арсенала» состоится 12 апреля в 17:00).
В рамках проекта, вдобавок, совершенно бесплатно можно посетить экскурсии, посвященные истории Арсенала и его художественной коллекции. А также послушать лекцию об украинском авангарда самого легендарного «спасителя» его наследия, профессора Дмитрия Горбачева. (Лекция «Коллекция украинского авангарда в собрании Мыстецького Арсенала» состоится 12 апреля в 17:00).
Виктор Пальмов, Автопортрет
с женой, 1920-е гг.
Выставка работает до 14 апреля 2016 г.
Фоторепортаж с открытия выставки — Александр Ратушняк для «Артхива»