6 июля «Сотбис» выставляет на аукцион картину «Голландская девушка за завтраком» Жана-Этьена Лиотара, хранившуюся в частной коллекции с 1774 года. Полотно оценено в миллионы — предсказуемо для столь примечательной работы.
Голландская девушка за завтраком
1757, 46×40 см
Когда провенанс - целая история
Они познакомились во Флоренции без малого 280 лет назад: ирландский пэр Уильям Понсонби, будущий 2-й граф Бессборо и Генеральный почтмейстер Великобритании, и Жан-Этьен Лиотар, швейцарский художник, успевший снискать популярность своими портретами. Спустя год они предприняли совместное путешествие в Константинополь, навсегда изменившее Лиотара и предопределившее его судьбу.Вернувшись, он принялся покорять столицы Европы своей экзотической внешностью (в турецком костюме и с бородой он выглядел весьма эксцентрично, словно предвосхищая скандальных знаменитостей XX века), и необычайно светлой и реалистической манерой живописи, за которую его прозвали «художником правды». Без устали путешествуя и развивая своё мастерство, Лиотар неизменно сохранял дружбу с графом Понсонби, ставшим обладателем более 70 работ швейцарского живописца. Одну из них, приобретенную на лондонском аукционе в 1774 году, наследники Понсонби выставляют на торги старых мастеров и британской живописи, которые организует дом «Сотбис» 6 июля — впервые за два с половиной века.
Прекрасная шоколадница
1745, 82.5×52.5 см
«Голландская девушка за завтраком» в каталоге Бессборо названная просто «Шоколадницей».
Одна из немногих работ маслом в наследии Лиотара написана, предположительно, в Голландии в 1755−56 гг. В ней заметно влияние голландских мастеров жанровой живописи XVII века, таких как Габриель Метсю и Ян Вермеер. В то же время Лиотар и здесь сохраняет свою манеру передачи света и мелких деталей, характерную для его пастелей. «Голландскую девушку за завтраком» часто сравнивают с другой «Шоколадницей», прославившей художника: оба жанровых портрета роднит сюжет и, в частности, любовь Лиотара к изображению фарфоровых предметов, сполна проявившуюся в его поздних натюрмортах.
Одна из немногих работ маслом в наследии Лиотара написана, предположительно, в Голландии в 1755−56 гг. В ней заметно влияние голландских мастеров жанровой живописи XVII века, таких как Габриель Метсю и Ян Вермеер. В то же время Лиотар и здесь сохраняет свою манеру передачи света и мелких деталей, характерную для его пастелей. «Голландскую девушку за завтраком» часто сравнивают с другой «Шоколадницей», прославившей художника: оба жанровых портрета роднит сюжет и, в частности, любовь Лиотара к изображению фарфоровых предметов, сполна проявившуюся в его поздних натюрмортах.
Натюрморт с чайным сервизом
1783, 37×51 см
Прошедшие недавно выставки в Лондоне и Эдинбурге и предстоящие торги вновь пробуждают интерес к «художнику-турку», несколько угасший в сравнении с его прижизненной славой. Тем не менее, истинные знатоки живописи всегда высоко ценили Лиотара. Так, в 2009 году на лондонском аукционе «Кристис» «Дама в турецком костюме со служанкой в хамаме» ушла с молотка за $1 064 088, а в 2012 году в Париже «Портрет
мадмуазель Луизы Жаке» был продан почти за 2 миллиона долларов.
«Голландскую девушку за завтраком» специалисты «Сотбис» оценили в 4−6 миллионов фунтов (примерно 5,6−8,4 млн. долларов).
Теперь слово за покупателями — быть может, благодаря им имя Лиотара вновь станет сенсацией.
По материалам «Сотбис» (Sotheby's)