Масштабный выставочный проект Центра авангарда, организованного Еврейским музеем (г. Москва), получил название «До востребования». Шагал, Гончарова, Кандинский, Малевич, Попова, Родченко… Кураторы скомпоновали уникальную экспозицию из коллекций 19 региональных музеев и 8 апреля представят ее взыскательной столичной публике.
Поклонники современного искусства получили отличную возможность насладиться картинами воистину звездных художников. Для выставки в Еврейском музее и центре толерантности из коллекций региональных музеев России отобрано более 100 произведений как признанных классиков авангарда — Казимира Малевича, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Любови Поповой, Ольги Розановой, Марка Шагала, — так и не столь известных мастеров: Виктора Барта, Алексея Грищенко, Моисея Когана. Часть картин специально отреставрирована к нынешнему вернисажу.
Роберт Фальк. Натюрморт
на желтом фоне. 1917
Выставка «До востребования» — первая из двух экспозиций, запланированных в проекте. Хронологически она охватывает период от становления авангарда в середине 1900-х годов до 1918 года.
Вторая часть будет посвящена следующему десятилетию — 1918 — 1930-е годы. Ее открытие запланировано на весну 2017 года, а экспозиция также будет составлена коллекций региональных музеев.
Ольга Розанова. «Натюрморт (Розовые цветы)»
История коллекций авангарда: Кандинский, Родченко...
При виде такого количества отличный работ известных авторов у посетителя не может не возникнуть вопрос: как эти картины оказались вдали от «культурных столиц»? К примеру, приведенная выше работа Кандинского хранится в Туле…Оказывается, главную роль в формировании коллекций авангарда в региональных музеях сыграл новаторский проект отдела ИЗО Наркомпроса по формированию «Музеев живописной культуры». Он был инициирован в 1918 году Василием Кандинским и продолжен Александром Родченко. Так впервые в мировой художественной практике возникла идея создания музеев современного искусства.
Специальная комиссия на протяжении нескольких лет закупала работы художников-авангардистов и распределяла произведения в те города, где действовали художественные училища. План отдела ИЗО Наркомпроса был созвучен утопическим идеям ранних революционных лет и, как и многие начинания того времени, вскоре был отвернут. Однако его результатом стали уникальные собрания авангарда во многих российских музеях.
С 1918 по 1920 год было закуплено 1926 работ
415 авторов, из которых 1211 были распределены
по 30 музеям России.
415 авторов, из которых 1211 были распределены
по 30 музеям России.
Надежда Удальцова. Натюрморт
. 1916
Выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» — первый масштабный выставочный проект Центра авангарда, который курирует Андрей Сарабьянов. Именно он является одним из авторов-составителей, а также научным редактором трехтомной «Энциклопедии русского авангарда», которая увидела свет в 2014 году. Некоторые работы, участвующие в нынешней выставке, впервые стали известны широкой публике именно после публикации «Энциклопедии», а с 8 апреля их можно будет увидеть и оценить на выставке в Еврейском музее.
Выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» в Еврейском музее откроется 8 апреля и продолжит работу до 10 июня 2016 г.
По материалам пресс-релиза Еврейского музея и центра толерантности.
Главная иллюстрация: Казимир Малевич. «Городок». 1910
Главная иллюстрация: Казимир Малевич. «Городок». 1910