Документально-художественный мультимедийный выставочный проект «Тени забытых предков. Выставка» Павла Гудимова и Андрея Алферова, посвященный истории самого знаменитого украинского фильма второй половины ХХ века Сергея Параджанова, словно по волшебству перерос рамки просто тематической выставки. Вернисаж воспринимается как манифест коллективного бессознательного, «духа нации», что очень неожиданно и странно глубоко для даже самого масштабного арт-проекта.
С этого фильма началось «поэтическое кино» Украины и всемирная слава Серго Параджанова. Премьера «карпатской мистерии» в 1965 году стала точкой отсчета сворачивания «оттепели» в УССР, и начала политических репрессий против «националистов» (как тогда их заклеймили)-«шестидесятников». Сегодня этот фильм изучают во всех киношколах мира. И только в самой Украине о «Тенях…», кажется, говорят все меньше. Но действительно ли современных украинцев перестала волновать новейшая, советского периода, собственная история? Большой, на половину этажа МА, проект «Тени забытых предков. Выставка» Павла Гудимова и киноведа Андрея Алферова (сокураторы — Екатерина Носко и Борис Филоненко), дал ответ на этот вопрос.
На входе в залы Арсенала, где экспонируется проект — символические кресла для авторского коллектива знаменитых «Теней…». Режиссер Сергей Параджанов, оператор Михаил Ильенко, исполнитель главной мужской роли Иван Миколайчук и художник Георгий Якутович, увы, давно не с нами. Но они — всегда с Украиной, намекает инсталляция.
Инфернальные ряженые авторства современного художника Андрея Хира стали полноправными участниками открытия выставки.
«Тени забытых предков. Выставка» вызвала настоящий ажиотаж среди самых разных категорий украинских зрителей уже на этапе анонсов. Ведь на суд публики организаторы обещали вынести настоящий «прототип», прообраз настоящего музея легендарной кинокартины: с фото, аудио- и видеоматериалами, авторскими раскадровками самого Параджанова, найденными каким-то чудом аутентичными костюмами персонажей и декорациями.
Проект ожил, и все получилось еще интереснее, чем интригующие анонсы. Выигрывают все. Участники съемок и «просто» диссиденты-шестидесятники вспоминают в Арсенале минувшие дни и противостояние советской «системе». Молодежь — благодаря видео и аудио, многочисленным поясняющим текстам и даже комиксам от знаменитого Клуба иллюстраторов «Pictoric», — наоборот, только приобщается к «духу времени» и получает, возможно, первое представление о том, «как это было». Ценители «чистого искусства» в это же время кайфуют от, собственно, визуальной, изобразительной составляющей проекта.
Антон Логов. Реинкарнация. Инсталляция, 2016 г.
Зал «Красное» в проекте «Тени Забытых Предков. Выставка». Инсталляции сопутствует видео: сцены смерти старшего Гутенюка и Ивана.
Зал «Красное» в проекте «Тени Забытых Предков. Выставка». Инсталляции сопутствует видео: сцены смерти старшего Гутенюка и Ивана.
Открывает экспозицию шоковая инсталляция молодого художника Антона Логова. Гигантский кроваво-красный костер-«ватра» «полыхает» до самого потолка. Он сложен из досок аутентичной карпатской хаты, а фоном пожарищу служит сцена из фильма с Иваном-Иваном Миколайчуком и Маричкой — Ларисой Кадочниковой. Восемь последующих залов («в структуре выставки заложен „путь“ фильма. Девять залов экспозиции — это девять своеобразных этапов его создания. Каждый дает возможность посмотреть на „Тени…“ с разных точек зрения», — из спецификации проекта) содержат, в частности, уникальную выставку неизвестных работ Георгия Якутовича, бывшего художником фильма, отдельный зал с многофигурной инсталляцией Миколы Малышко, и т. д.
Георгий Якутович, Свадьба. Линогравюра, 1980 г. Коллекция Сергея Якутовича.
— Для экспериментальной выставки, вроде «Теней…», и кураторские решения должны быть неожиданными, — рассказывает журналистам о том, как создавался проект, Павел Гудимов.
Заметим, «Тени…» — это первый столь масштабный проект галериста Павла Гудимова, так что экспертное сообщество по этой работе, видимо, еще долго будет измерять таланты Гудимова-куратора.
Юрий Денисенков, Иван Михайлов, Всадник. Объект, 2016 г.
Скульптура повторяет знаменитого Всадника из фильма Сергея Параджанова.
Скульптура повторяет знаменитого Всадника из фильма Сергея Параджанова.
Гуцульская этника в рамках выставочного проекта.
Документальное видео и «нарезка» кадров из фильма составляют значительную часть экспозиции.
Истории о Параджанове и его кино в комиксах от Клуба иллюстраторов «Pictoric».
Свыше 100 артефактов, 20 эксклюзивных интервью, уникальные фото- и видеоматериалы из архивов, развенчание легенд, экспозиция работ современного искусства и встреча с участниками съемок: Ларисой Кадочниковой, Мирославом Скориком и Иваном Драчом, — это только начало масштабного исследования «Теней …»
Ярмо из сцены венчания Ивана и Палагны. ХХ ст., дерево. Музей «Хата-Гражда» (село Криворивня).
Логику девяти экспозиционных залов проекта «Тени забытых предков. Выставка» обусловили фазы жизни самого фильма. Именно они «держат» зрителя в пространстве Арсенала, чтобы в конце вывести «на свет».
Так, первый зал «Красное» является своеобразным приглашением к просмотру, который начинается с гравюр Георгия Якутовича к повести Коцюбинского и пространственной инсталляции Антона Логова с элементами настоящего гуцульского дома. Тогда как следующий зал — «Этнография», — посвящен реальному миру Карпат, в который погрузилась съемочная команда, а сама «творческая лаборатория» демаскируется с помощью артефактов, фотографий и цитат, объединенных залом «Авторы».
Легендарная сцена «Венчание» становится основой для авторских римейков, созданных специально для проекта Игорем Подольчаком и Кириллом Серебренниковым. Вместе с тезисом «Этот фильм — поэтическая драма о большой любви Ивана и Марички» они являются основой отдельного зала «Amor sacro e Amor profane» (Любовь небесная и Любовь земная). Следующий зал рассказывает о легендах, порожденные насыщенной историей фильма. Подойти к этим историям устроителям удалось иронично, пропустив вычурность многих воспоминаний через формат графических историй Клуба иллюстраторов «Pictoric».
Далее маршрут ведет в зал «Невидимая топор», сосредоточенном на двух противоположных направлениях, которыми суждено пройти кинофильму после кинопремьеры в 1965 году. Первый путь — это пребывание под постоянным наблюдением со стороны государства в СССР, а второй — мировое признание и восторг международной кинообщественности. Собственно, о дальнейшем влиянии фильма на современность в формате воспоминаний тех, кто был свидетелем съемок и причастен к судьбе фильма, повествует зал «Разговоры».
Наконец, зритель попадает в зал «Лес» со скульптурами Николая Малышко, фотографиями Тиберия Сильваши и ощущением, что экспозиция не заканчивается, ведь история фильма Параджанова продолжается по сей день.
Так, первый зал «Красное» является своеобразным приглашением к просмотру, который начинается с гравюр Георгия Якутовича к повести Коцюбинского и пространственной инсталляции Антона Логова с элементами настоящего гуцульского дома. Тогда как следующий зал — «Этнография», — посвящен реальному миру Карпат, в который погрузилась съемочная команда, а сама «творческая лаборатория» демаскируется с помощью артефактов, фотографий и цитат, объединенных залом «Авторы».
Легендарная сцена «Венчание» становится основой для авторских римейков, созданных специально для проекта Игорем Подольчаком и Кириллом Серебренниковым. Вместе с тезисом «Этот фильм — поэтическая драма о большой любви Ивана и Марички» они являются основой отдельного зала «Amor sacro e Amor profane» (Любовь небесная и Любовь земная). Следующий зал рассказывает о легендах, порожденные насыщенной историей фильма. Подойти к этим историям устроителям удалось иронично, пропустив вычурность многих воспоминаний через формат графических историй Клуба иллюстраторов «Pictoric».
Далее маршрут ведет в зал «Невидимая топор», сосредоточенном на двух противоположных направлениях, которыми суждено пройти кинофильму после кинопремьеры в 1965 году. Первый путь — это пребывание под постоянным наблюдением со стороны государства в СССР, а второй — мировое признание и восторг международной кинообщественности. Собственно, о дальнейшем влиянии фильма на современность в формате воспоминаний тех, кто был свидетелем съемок и причастен к судьбе фильма, повествует зал «Разговоры».
Наконец, зритель попадает в зал «Лес» со скульптурами Николая Малышко, фотографиями Тиберия Сильваши и ощущением, что экспозиция не заканчивается, ведь история фильма Параджанова продолжается по сей день.
На открытии выставки собрались члены съемочной группы и все самые известные украинские деятели культуры.
На фото слева: Павел Гудимов беседует с поэтом Иваном Драчом.
Справа: кинорежиссер Роман Балаян.
На фото слева: Павел Гудимов беседует с поэтом Иваном Драчом.
Справа: кинорежиссер Роман Балаян.
В экспозиции впервые представлены раскадровки Сергея Параджанова, которые в течение полувека сохранялись в личном архиве второго режиссера картины Владимира Луговского.
Впрочем, судите, насколько хорош «музей» «Теней забытых предков», сами. Выставка, как обещают, отправится не только на «гастроли» по Украине, но и побывает в других странах. К сказанному только добавим, что завершение монтажа мегапроекта совпало с не самым приятным событием. Буквально накануне открытия выставки «хозяйка» Мыстецького Арсенала — ДУСя (Государственное (державне — укр.) управление делами (справами — укр.) при Президенте Украины), неожиданно отказалась продлевать контракт с гендиректором Арсенала Натальей Заболотной, а главное, и саму институцию «вдруг» перестала считать «музеем». Любители мистики тут же провели параллели со злополучной премьерой фильма Параджанова. Но мы, признаться, не верим в связь теней. Да и легендарный кинофилм с 1960-х пережил еще и не такие беды. А в итоге из памяти исчезли не они, а их «запретители». Так и Мыстецький Арсенал однажды обязательно превратится в музей, где в постоянной экспозиции будут и работы из знаменитой коллекции авангарда Игоря Дыченко, и параджановские «Тени забытых предков» и их история.
Инсталляция Миколы Малышко.
Зрители на «украинофильских» выставках всегда радуют глаз элементами этники в одежде и аксессуарами в этническом стиле. Но эта пара показалась нам особенной. Молодые люди вовсе не изображают чикагских гангстеров 1930-х годов. Перед нами — весьма удачная реконструкция внешнего вида знаменитых львовских «батяров» — молодежной субкультуры довоенного времени. «Батяры» были хулиганами и циниками, причем не лишенными романтики. Знаменитая украинская рок-группа «Браты Гадюкины», фактически, возродила в 1990-х память о «батярах» в Украине.
Выставка работает до 10 апреля 2016 г.
Фото: автора, Антона Логова (титульная иллюстрация — музыкант Вячеслав Вакарчук осматривает инсталляцию Логова «Реинкарнация»), также фото с официальной странички проекта