Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Сегодня Рембрандт считается одним из величайших живописцев всех времён,но в течение жизни он был известен,прежде всего,как виртуозный гравёр. Центр изобразительных искусств в Брюсселе(BOZAR) представил выставку«Рембрандт в чёрно-белом». Это собрание примерно 85 оригинальных офортов,которые демонстрируют ныне малоизвестную грань творчества этого популярного художника голландского Золотого Века.
Ежедневно тысячи посетителей приходят в Рейксмюзеум в Амстердаме,чтобы полюбоваться картиной«Ночной дозор», которая является наиболее известной работой Рембрандта Харменса ван Рейна(1606 — 1669). Поклонники изобразительного искусства интересуются в первую очередь живописными произведениями мастера. Однако в своих офортах художник поднимал те же темы,что и в полотнах.
Автопортрет Рембрандта,опирающегося на каменный подоконник(1639)
С помощью травления Рембрандт делал наброски для будущего воплощения в красках,а то,что гравюры можно было легко и широко распространять по разумной цене,способствовало его славе.
Экспозиция демонстрирует многообразие тем,к которым обращался Рембрандт в своих офортах: от библейских,мифологических и аллегорических сцен до изображений повседневности. Наряду с пейзажами,обнажённой натурой и портретами представлены и широко известные автопортреты. Среди шедевров,занимающих центральное место, — гравюры«Христос,исцеляющий больных»(или«Лист в сто гульденов»), созданный около 1648 года,автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Рембрандта,опирающегося на каменный подоконник(1639), «Адам и Ева»(1638) и «Вид Амстердама»(ок. 1640 — 1641).
Особенность гравюр — в мастерски переданной игре света и тени. Рембрандт был фотографом ещё до того,как сам термин был составлен из греческих слов«фотос», «свет» и «графо», «пишу». Офорты голландского«светописца» часто являются своего рода«снимками» момента предшествующего действию или следующего за ним. В «Слепом Товите»(1651) художник изобразил сцену из Библии не в кульминационный момент,когда отец и сын обнялись после долгой разлуки,а за мгновение до того, — когда отец бросился к двери,раздираемый одновременно надеждой и мукой.
В довершение ко всему,персонажи выглядят очень реалистично: Рембрандт не стремился к идеализации тела,его Адам и Ева предстают перед нами как люди из плоти и крови.
Важно и то,что в BOZAR выставлены оригинальные гравюры XVII века. Большинство оттисков сделаны самим Рембрандтом лично или в его мастерской. В отличие от картин,где крупные фрагменты часто прописывали ученики,пластина для офорта настолько мала,что мастер мог работать над ней только самостоятельно.
И ещё одна любопытная деталь. Музей предлагает посетителям интерактивное приложение,которое позволяет внимательнее взглянуть на гравюры и изучить сложность использованных методов. Информация о каждом экспонате выводится на экран планшета,а отсканировав работу,можно получить дополнительные данные о ней и изображение с высоким разрешением,которое позволяет изучить офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
В приложении есть также игры для детей и родителей«Найди отличия» и «Как хорошо вы знаете Рембрандта?». Они позволяют посмотреть на технику травления,что называется,и в шутку,и всерьез,и предлагают пользователям отличить оригинальные гравюры Рембрандта от подделок.