Центр Помпиду объявил дату публичного показа отреставрированного «Парикмахера» Пабло Пикассо, украденного 15 лет назад; немецкий музей собирает деньги на выкуп картины Эрнста Людвига Кирхнера, которая подлежит реституции; Национальная галерея искусств в Вашингтоне стала владельцем знаковой картины голландца Франца Ван Мириса, а итальянское правительство уговорило аристократическое семейство Торлония показать публике коллекцию античных скульптур.
Подробности в нашем обзоре.
«Парикмахер» готовится «выйти в люди»
Картина Пикассо «Парикмахер», украденная из Центра Помпиду 15 лет назад, будет выставлена на всеобщее обозрение в предстоящий четверг, 24 марта. Сейчас реставраторы заканчивают восстановление полотна, обретённого благодаря бдительности американских правоохранителей.
Парикмахерша
1911, 33×46 см
Напомним, произведение обнаружили на таможне в Ньюарке в декабре 2014 года. Офицерам показалось подозрительным то, что «рождественский подарок» стоимостью в 37 долларов (как было заявлено в декларации) отправлен из Бельгии на склад с климат-контролем. Шедевр передали французскому правительству 24 сентября прошлого года. Из-за неправильного хранения в течение более чем десятилетия картина получила «некоторые незначительные повреждения», и на её восстановление понадобилось полгода.
Фото: AP Photo/Andrew Harnik
«Парикмахер», написанный в 1911 году, вошёл в коллекцию Центра Помпиду в 1967 году. Полотно хранилось в запасниках и его пропажу обнаружили только в 2001 году, когда сотрудники музея получили очередной запрос на аренду картины и не смогли её найти.
Сбор денег на «Осуждение Парижа»
Музей Вильгельма Хака в немецком Людвигсхафене собирает деньги на выкуп картины Эрнста Людвига Кирхнера, которая подлежит реституции. Учреждение должно вернуть полотно «Осуждение Парижа» (1913) наследнику Альфреда Гесса, производителя обуви, чья семья была репрессирована нацистами. При этом музей заявляет, что произведение является «драгоценным камнем» в его коллекции и одним из ключевых в творчестве Кирхнера.
Суд Париса
1913, 111.5×88.5 см
Картина входила в число тех, что Текла Гесс, жена Альфреда, вынуждена была передать Ассоциации искусств Кёльна в 1937 году. Позже женщина бежала в Великобританию, а после Второй мировой войны Ассоциация заявила ей, что переданные на хранение сокровища были уничтожены. Позже выяснилось, что многие из них достались мародёрам и всплыли на арт-рынке. Таким образом «Осуждение Парижа» досталось бизнесмену Вильгельму Хаку, чья коллекция легла в основу Городского музея Людвигсхафена.
Наследник Гесса согласился, что если музей сможет компенсировать стоимость «Осуждения», то оно останется в коллекции. В противном случае полотно придётся вернуть. Сумма не разглашается, но известно, что она ниже рыночной. А стоимость картин Людвига Кирхнера на аукционах достигает нескольких десятков миллионов долларов.
Новый владелец «Интерьера с солдатом»
Интерьер с солдатом, курящим трубку
1658, 32.4×25.4 см
Национальная галерея искусств в Вашингтоне объявила о покупке ряда работ для своей коллекции. В их числе — картина известного голландского художника Золотого века Франца Ван Мириса «Интерьер с солдатом, курящим трубку» (1657). Изящные произведения этого мастера отличаются гладким исполнением, «невидимыми» мазками и особым вниманием к деталям.
«Интерьер с солдатом» вобрал всё то, что принесло славу Ван Мирису. Это небольшая по размерам и наполненная юмором работа — плутоватый солдат, видимо, только что обыграл своего товарища в карты, — обладает высокой утончённостью.
Картина когда-то принадлежала курфюрсту Саксонии Августу Сильному (1670 — 1733), от которого досталось в наследство саксонским королям и, в конце концов, попала в коллекцию Галереи старых мастеров в Дрездене. Затем она была продана на аукционе и сейчас перешла во владение Национальной галереи искусств.
Картина когда-то принадлежала курфюрсту Саксонии Августу Сильному (1670 — 1733), от которого досталось в наследство саксонским королям и, в конце концов, попала в коллекцию Галереи старых мастеров в Дрездене. Затем она была продана на аукционе и сейчас перешла во владение Национальной галереи искусств.
Портрет Ады
1959
Среди других приобретений учреждения — ранний портрет
Алекса Каца с изображением его жены Ады (иллюстрация выше), рисунки Эдварда Мунка, Сэма Фрэнсиса и многих других.
Капитуляция Торлония
Аристократическое семейство Торлония пошло на уступки итальянскому правительству и согласилось выставить античные скульптуры из своего собрания на всеобщее обозрение. Это одна из самых значительных в мире коллекций классической скульптуры включает более 600 греческих и римских статуй, которые хранятся во дворцах семейства в Риме с 1960 года.
Некоторые статуи из коллекции семьи Торлония. Фото: Rcs Roma/Archivio Roma
Первым шагом станет демонстрация 60 — 90 изваяний в конце 2017 года, затем экспозиция, вероятно, отправится в путешествие по странам Европы и в США. В конечном итоге все статуи будут размещены в музее в Риме, но где именно — пока неизвестно.
Слева: одна из статуй, которая будет представлена на выставке. Фото: Fondazione Torlonia onlus
Коллекцию основал Джованни Торлония в 1810 году. Он начал с изваяний, найденных при раскопках в имениях семьи (среди них 50 экземпляров были обнаружены на территории вокруг нынешнего аэропорта имени Леонардо да Винчи во Фьюмичино). В 1960-е годы Торлония решили переоборудовать здание, где выставлялись статуи, в многоквартирный дом, а сами сокровища перенести на территорию своих дворцов. Это вызвало возмущение среди экспертов, которые призывали государство конфисковать бесценные находки. Всего семейство владеет двумя — тремя тысячами произведений искусства.
Ещё одна скульптура из коллекции семьи Торлония. Фото: Fondazione Torlonia onlus
По материалам theartnewspaper.com, artdaily.com и theguardian.com