Немецкий живописец, гравёр, математик и теоретик из Нюрнберга Альбрехт Дюрер завоевал себе славу и репутацию мастера по всей Европе ещё до того, как достиг 30-летия. Он до сих пор по праву считается величайшим художником Северного Возрождения. Выставка «Дюрер и немецкий ренессанс» в Художественном музее Милуоки (США) рассматривает то, как Дюрер преобразовал гравюру из книжной иллюстрации в самостоятельный вид искусства.
Помимо 14-ти оттисков Дюрера в экспозиции представлены работы некоторых других ведущих художников периода, в том числе Генриха Альдегревера и Ханса Зебальда Бехама.
Адам и Ева
1504, 25×19.3 см
Наследие Альбрехта Дюрера (1471 — 1528) включает в себя алтарную роспись, религиозные произведения, многочисленные портреты и автопортреты, а также гравюры на меди. Центром выставки в Милуоки станет широко известный оттиск
«Меланхолия I» (1514). Это одно из самых загадочных произведений художника, которое ставит зрителя в тупик запутанностью и множеством рассеянных в нём намёков.
Меланхолия
1514, 23.8×18.6 см
Размеры листа составляют 23.8×18.5 см. Он входит в число трёх оттисков, получивших название «Мастерские гравюры» (остальные два — «Рыцарь, смерть и дьявол» и «Святой Иероним в келье»). Масштаб работ Дюрера, кажется, пугал его немецких последователей, так называемых «малых мастеров», которые расширяли и углубляли его темы, но в небольших и довольно сжатых композициях. Единственным гравёром Северной Европы, который успешно продолжал создавать большие гравюры в первой трети XVI века, был Лукас ван Лейден.
Любовная пара с вазой
1525, 6×7 см
Тем не менее, выставка «Дюрер и немецкий ренессанс» исследует то, как художественные произведения Дюрера повлияли на творчество его современников, и изучает важную роль, которую ранние немецкие печатные книги сыграли в художественном климате немецкого Возрождения. Кроме того, гравюры Дюрера, которые распространялись по всей Европе, несомненно, служили источником вдохновения для таких крупных художников как Рафаэль, Тициан и Пармиджанино. Они также сотрудничали с печатниками в продвижении и распространении своих работ.
Альбрехт Дюрер известен также как математик и теоретик, в частности, автор «Четырёх книг о пропорциях». Во всех трактатах он излагал свои исследования на немецком языке, а не на латыни, используя выражения, понятные местным ремесленникам. Так, например, спираль или винтовую линию он обозначал термином 'Schneckenlinie' («линия-улитка»). Предполагается, что ещё одна его книга должна была быть посвящена теории движения.
Четыре ведьмы
1497, 13×19 см
Дюрер создавал гравюры как на дереве, так и на меди, и для каждой техники использовал уникальный визуальный ряд, помогавший создавать произведения непревзойдённой художественной виртуозности и психологической сложности. Его глубокие и выразительные автопортреты продолжают оказывать влияние на живописцев спустя столетия. Особенно это относится к художникам XIX — XX веков, которые стремились к более драматическому портретному стилю.
Выставка «Дюрер и немецкий ренессанс» в Художественном музее Милуоки продлится до 20 марта.
По материалам официального сайта Художественного музея Милуоки