«Манера» — это крупная выставка в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне, объединившая полотна Якопо Понтормо, Аньоло Бронзино, Андреа дель Сарто, Россо Фьорентино, Джорджо Вазари и других. Экспозиция, представляющая превосходные работы выдающихся живописцев флорентийского маньеризма, проходит в Германии впервые.
Сложное изящество и творческая прочность сделали «манеру» одним из самых интересных явлений в итальянском искусстве.
Мученичество десяти тысяч
1530, 67×73 см
Посетители могут ознакомиться с ключевыми главами истории итальянской живописи во всем их многообразии.
Выставка «Манера» охватывает период от возвращения Медичи во Флоренцию в 1512 году и первых художественных исканий нового поколения, сплотившегося вокруг Понтормо и Россо, до 1568 года, когда был опубликован расширенный вариант знаменитых «Жизнеописаний прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» Вазари. В экспозиции Флоренция предстаёт первым центром европейского маньеризма.
Более 120 бесценных произведений, в том числе картин, рисунков и скульптур, дают беспрецедентный стилистический обзор формирующейся эпохи, которой историк искусства Джорджо Вазари дал красочное название «maniera», манера. Элегантный, утончённый и неестественный, а также капризный, экстравагантный и подчас даже странный — маньеризм поворачивается к зрителю множеством разных граней. В 1967 году искусствовед Джон Шерман выразил его сущность броской формулой «стильный стиль».
Выше: Джорджо Вазари, «Туалет Венеры» (1558). Государственная галерея Штутгарта
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (Мадонна Эстерхази)
1508, 28.5×21.5 см
Одна из самых изысканных работ в фондах Штеделя — знаменитый «Портрет
дамы в красном (Франчески Сальвиати?)» Аньоло Бронзино, написанный примерно в 1533 году. Он и стал отправной точкой для этой масштабной выставки. Другие ключевые произведения прислали галерея Уффици, галерея Палатина и Академия изящных искусств во Флоренции, а также Метрополитен-музей в Нью-Йорке, музей Гетти в Лос-Анджелесе, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Лувр, Прадо и музей Тиссена-Борнемиссы в Мадриде, Государственная галерея в Штутгарте, Музей изобразительных искусств в Будапеште и Пинакотека Брера в Милане.
Портрет дамы в красном
1540, 89.7×70.5 см
Ещё одним знаковым произведением экспозиции в Штеделе стал «Портрет
Элеоноры Толедской» из Национальной галереи в Праге. После недавней реставрации зрители могут в деталях рассмотреть кольцо на мизинце правой руки супруги Козимо I Медичи. На перстне изображены два рога изобилия, рукопожатие и чибис. Эта птичка была личной импрессой (эмблемой) дочери вице-короля Неаполя после замужества. Остальные символы свидетельствуют о счастливом и плодовитом браке Элеоноры и Козимо.
Портрет Элеоноры Толедской
1543, 59×46 см
Бронзино является и автором «лица» выставки — картины «Святой Себастьян», которую во Франкфурт-на-Майне прислал Музей Тиссена-Борнемиссы. Это произведение связано с ранней работой художника, созданной совместно с Понтормо, а именно — четырьмя тондо с изображением евангелистов для погребальной часовни Людовико Каппони в Санта-Феличита во Флоренции. В тондо со святым Матфеем, которое приписывается Бронзино, заметно сходство со «Святым Себастьяном». В обеих работах фигуры изображены по пояс на тёмном фоне, а их обнажённые торсы драпированы тканью.
Святой Себастьян
1533, 87×76.5 см
Выставка «Манера» в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне продлится всю весну — до 5 июня.
По материалам официального сайта Штеделевского художественного института