Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Нестандартный взгляд на творчество Амедео Модильяни предлагает этой весной Музей современного искусства метрополии Лилля(LAM). Галерея,которая хранит шесть картин и восемь рисунков художника с Монпарнаса,организовала ретроспективу«Амедео Модильяни,внутренний глаз». В ней значительное внимание уделено скульптурам итальянца. Эта грань его творчества была темой специализированной выставки только в 2010 году — в итальянском Роверето.
Посетители получили редкую возможность увидеть мраморные работы мастера,собранные Роже Дютийелем и Жаном Мазюрелем — основателями коллекции современного искусства LAM’а.
Амедео Модильяни держит второе место среди самых дорогих художников в мире,чьи картины проданы на торгах. В ноябре прошлого года его«Лежащая обнажённая» ушла с молотка за рекордные 170 млн долларов. Вместе с тем Модильяни — второй и среди самых дорогих скульпторов(после Альберто Джакометти): изваяние«Голова» из известняка,предварительно оценённое в 4 — 6 млн евро,принесло на аукционе в 2010 году 43,2 миллиона.
Экспозиция«Амедео Модильяни,внутренний глаз» включает в себя множество потрясающих и несколько неожиданных картин и рисунков. «Автопортрет в виде Пьеро» в приглушённых зелёном и розовом тонах,напоминающий раннего Пикассо; набросок нервного и утончённого Жана Кокто,построенный из взаимосвязанных треугольников; лучезарный портрет Хаима Сутина — все они удивительным образом воссоздают атмосферу нищей творческой лаборатории на Монпарнасе в период Первой мировой войны.
Слева: Амедео Модильяни,«Автопортрет в виде Пьеро»(1915)
Амедео Модильяни, «Портрет Хаима Сутина» (1915)
Амедео Модильяни, набросок к портрету Жана Кокто (1917)
Но скульптуры являются отличительной особенностью выставки.
Музей в Лилле владеет мраморной«Головой женщины» из коллекции Роже Дютийеля. Вокруг этого удлинённого,архитектурно выразительного шедевра собрана замечательная группа каменных скульптур и набросков к ним. Они дополнены примерами африканской и азиатской архаики,чьё влияние на Модильяни оказалось решающим в 1906 году.
Слева: Амедео Модильяни,«Голова женщины»(1913)
У «Головы женщины»(1911) два сплющенных лица,геометрические линии акцентированы,насечены с обеих сторон,словно художник был недоволен своей первой попыткой. Грубо вырезанная«Голова»(1911), присланная из Вашингтона,сочетает отсылки к кикладской и романской культурам.
Скульптура Амедео Модильяни«Голова»(1910 — 1912) была продана на аукционе Christie’s 14 июня 2010 года за 43,2 миллиона евро. Фото: Christie’s Images via Bloomberg
Известняковая«Голова женщины»(1912) из Филадельфии выставлена рядом с деревянными и медными масками с Берега Слоновой Кости,а также с упрощённым рисунком Модильяни. Расписная деревянная«Кариатида»(1912) из Дюссельдорфа с поднятыми руками,искажённым телом и согнутыми ногами соседствует с фрагментом египетского погребального изображения богини Нут,датированным 600 годом до н. э.
Страдающий от туберкулёза и нищеты,Модильяни забросил скульптуру в 1914 году. Однако в картинах он сохранил стилизованное великолепие и геометрические ритмы,характеризующие его изваяния. На выставке можно увидеть«Женщину в синем платье», изображающую бывшую проститутку Фернанду Барре(фрагмент этой картины — главная иллюстрация новости), и «Женщину с бархатной лентой» — портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Беатрис Гастингс,круглолицей,уверенной в себе любовницы художника.
Одному из своих натурщиков Модильяни сказал,что стремится передать глаза,«глядящие внутрь». Большинство из его портретируемых,как и сам Модильяни,завершили свой путь трагически: Гастингс отравилась газом; Сутин погиб в оккупированной нацистами Франции; друг и дилер Леопольд Зборовский,обанкротившись,умер молодым во время Великой депрессии. Внутренняя меланхолия,взгляд,обращённый в себя,характерные для портретов кисти Модильяни,и дали название всей ретроспективе.
Выставка«Амедео Модильяни,внутренний глаз» в Музее современного искусства метрополии Лилля продлится до 5 июня,после чего отправится в Хельсинки и Будапешт.
По материалам ft.com и официального сайта Музея современного искусства метрополии Лилля
Стоящая обнаженная со спины
Очаровательная стать,
Хотя лица и не вида́ть.
Да и не нужно здесь оно,
Как свет смотрящему в окно,
Когда на улице темно…
Обнаженная в шляпе
Старая, худая,
Однако, держит грудь.
Губы ярко красны –
Страстность – дамы суть!
Портрет
Хоть гротеск, но суть видна –
Юмор смотрит с полотна.
Парень добрый и смешливый,
Глазки узки, словно сливы…
Обнаженная, смотрящая через правое плечо
Как будто бы не Модильяни –
Все гармонично в этой даме
От головы до ног и стоп,
Нет от нормы отступленья
И Природы искаженья,
Какой нас наделяет Бог!
На мой, однако, строгий взгляд
Зад дамы чуть великоват…
Портрет
Прелестная красавица,
Изящна и тонка,
Не может не понравиться,
Хотя б издалека…
Жаль, что краски не хватило
Дать поярче глазки милой…
Лежащая обнаженная , 1918
Так много ню
Казалось, что ж еще сказать,
Однако, все же смог художник
Ню
Все прекрасно в деве сей –
Бедра, грудь и взор очей,
И к себе она манит,
Железяку как магнит.
Девочка в голубом,
Он создал свой, особый стиль,
Что узнаваем за сто миль
И непосредственностью лиц
Выходящий из границ.
И эта робкая девчонка
Показана предельно тонко
И взглядом синеватых глаз
Насквозь пронизывает нас…
Молодая девушка, 1918
Она задумчива, нежна
Грустно смотрит с полотна.
Хоть нет здесь времени примет,
Это мастерский портрет
Стоящая обнаженная (Эльвира)
Хороша девица эта,
Что почти совсем раздета.
Крепко тело, плети рук,
Ждущие, кого обнять,
Образуют эллипс-круг…
Это будущая мать.
Ей рожать еще, рожать…
Портреты Жанны Эбютерн, 1919 года
Она подобна уставшей птице,
Что взлететь уж не стремится…
Крепко он ее любил –
Картин ей много посвятил.
Увы, последнее оно,
Двойное это полотно!