Вы бывали когда-нибудь на Гаити? Что ж, Поль Гоген претерпел там настоящие «Метаморфозы» своего творческого видения по мере наступления цивилизации на Полинезию. Так называется и выставка, которая открылась 8 марта в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA). 150 работ художника — не совсем обычный «набор таитянок», а непривычно мистические работы, которые крайне редко выставлялись на публике в таком количестве.
Есть и таитянки, но они — далеко не всегда в цветах и красках, а в тенях и полутонах, запечатленные с помощью самых разных техник. Гоген экспериментировал, душа его была неспокойна. И дикая жизнь разочаровала интригами и оторванностью от простых радостей гармонии с природой, и цивилизация да французские колонисты изрядно «испортили» Полинезию… Еще и первая юная полинезийская жена Теха’амана, честно предупредив художника заранее, и будучи против его визита во Францию по делам наследства, не дождалась возвращения Гогена и устроила другую семью… Впрочем, творчество — превыше всего.
Подготовка экспозиции «Метаморфозы» длилась два года, и собрание экспонатов из 56 частных и публичных коллекций организаторы считают редкой удачей. Работы периода 1889 — 1903 годов (12 последних лет жизни творца) — это и рисунки, и гравюры, и наброски, и даже 30 скульптур. Эти дикие божки, включая последнюю работу — «Придуманную богиню» для собственного надгробия (теперь на оном — бронзовая копия), показывают не совсем понятный и сегодня мистический мир.
Новаторство Гогена — главная тема выставки в Нью — Йорке. «Игра» с фактурами, цветами, красками — это рисунки, монотипии, гравюры, керамические разрисованные вазы … Многие работы выполнены либо на «не тех» материалах, либо совершенно новыми методами. Работы расположены не только в хронологическом, но и «техническом» порядке, когда схожие образы «кочуют» из работы в работу, но изображаются в разных техниках.
Кураторы выделяют серию эстампов, выполненных по заказу для кафе Вольпини в Париже. Гоген делал оттиски с цинковых пластин (вместо традиционных известняковых плит, которые использовали для литографии), и печатал работы на желтоватой плакатной бумаге. А работы серии «Ноа Ноа» (1893−1894), во множестве представленные на выставке, с сюжетами — погружениями в культуру, быт и традиции островитян, — это и ксилографии, и работы углем на пальмовых листьях, и пастель, и деревянные скульптуры.
МоМа гордится экспозицией и называет Гогена своим талисманом: с выставки именно этого художника некогда стартовал музей 85 лет тому. «Гоген — отличный пример того, как вызывающее искусство становится выдающимся» — говорит организатор. В рамках выставки, которая продлится три месяца, проводятся различные лекции, например, о техниках, которые использовал Гоген для создания представленных работ.