В Музее Боде открылась выставка работ художников знаменитой немецкой династии Гольбейнов. Зрители смогут составить более полное представление об искусстве Северного Возрождения в Германии также благодаря работам других мастеров XV—XVI веков.
Неизбежное влияние итальянского Ренессанса, стойкие готические традиции и национальные черты, присущие германским землям, охваченным Реформаторским движением — все эти интереснейшие взаимосвязи можно проследить в скульптуре, гравюрах и рисунках из собраний ведущих немецких музеев, представленных на выставке.
Ганс Гольбейн Старший «Мадонна со спящим Младенцем», около 1520 года, липа, Картинная галерея, Берлин
Ганс Гольбейн Старший — художник из Аугсбурга, самый старший из семьи. В его искусстве сохраняются черты позднего Средневековья. С 1493 года до начала 1500-х вместе со скульптором Мишелем Эрхартом он работал над алтарем для монастыря Вайнгартен, одного из самых богатых аббатств в южной Германии. В скульптурной группе «Мария в мантии», выполненной для монастыря, сохраняются черты присущие готическому искусству: резкий контраст между пропорциями фигур, выразительные лица, но с более мягкой трактовкой, менее экзальтированной, как это было присуще раннему Средневековью с его мистицизмом.
Мишель Эрхарт «Мария в мантии», 1480 год, липа, 135×62×36 см, Национальный музей в Берлине, Коллекция скульптур и музей византийского искусства
Гольбейн старший — замечательный портретист, его рисунки менее формальны, чем работы художников его круга. Тонко подмеченные черты его моделей, переданные с особой силой, служат примером для следующего поколения художников.
Ганс Гольбейн Старший именно своей графикой в значительной мере повлиял на формирование своего сына — Ганса Гольбейна Младшего — самого известного художника этой прославленной семьи.
Ганс Гольбейн Младший «Портрет
неизвестного», 1532−1536, черное перо, цветные мелки, бумага, Гравюрный кабинет в Берлине
Гольбейн Младший не ограничился уроками лишь своего отца: дважды он ездил в Италию, и эти путешествия произвели чрезвычайное впечатление на художника — особенно работы Леонардо да Винчи. Позже Ганс отправился в Антверпен и познакомился со своим выдающимся коллегой Квентином Массейсом. Черты Итальянского и Северного Возрождения слились в творчестве Гольбейна Младшего, он стал одним из самых выдающихся и гармоничных портретистов Европы благодаря безупречной технике и «реалистичной» трактовке своих моделей.
Святая Кунигунда с распятием
1532, 31.6×20.6 см
Бесспорные фавориты выставки — работы Ганса Гольбейна Младшего «Дармштадтская Мадонна, или Мадонна Майера» и «Портрет купца Георга Гессе».
«Дармштадская Мадонна» была написана по заказу бургомистра Базеля — Якоба Майера, это последняя работа Гольбейна Младшего перед его отъездом в Лондон.
Художник обратился к необычайно популярному сюжету в живописи и скульптуре позднего Средневековья в южной Германии — к Мадонне Милосердия. Дева Мария накрывает своим покровом тех, кто ищет Ее покровительства и защиты. В этой работе присутствуют мотивы, присущие итальянскому Ренессансу конца XV века. Интересно также, что она создана в духе традиций католицизма в городе Базеле, где развернулась с большой силой работа Реформаторов церкви. В то время как многие немецкие художники: Кранахи — отец и сын, Дюрер, — поддерживали новую церковь, Гольбейн Младший, не разделяя радикальных взглядов, уехал в Лондон.
Художник обратился к необычайно популярному сюжету в живописи и скульптуре позднего Средневековья в южной Германии — к Мадонне Милосердия. Дева Мария накрывает своим покровом тех, кто ищет Ее покровительства и защиты. В этой работе присутствуют мотивы, присущие итальянскому Ренессансу конца XV века. Интересно также, что она создана в духе традиций католицизма в городе Базеле, где развернулась с большой силой работа Реформаторов церкви. В то время как многие немецкие художники: Кранахи — отец и сын, Дюрер, — поддерживали новую церковь, Гольбейн Младший, не разделяя радикальных взглядов, уехал в Лондон.
Дармштадтская Мадонна, или Мадонна Майера
1528, 146.5×102 см
В 1526 году Гольбейн Младший впервые отправился в Лондон, рекомендательное письмо от Эразма Роттардамского (портреты которого в исполнении Ганса, считаются самыми удачными) обеспечило художнику протекцию английского гуманиста Томаса Мора. Среди первых заказчиков художника в Англии были богатые купцы.
Рулоф де Вос ван Стеенвик
1541, 47.6×36.2 см
Портрет Антуана ІІ Доброго, герцога Лотарингского
1530-е
, 51×37 см
Ко второму периоду пребывания Гольбейна Младшего относится самый сложный по композиции портрет
купца Георга Гессе, который принес художнику такое признание, что в 1537 году король Генрих VIII предложил мастеру должность придворного живописца.
Самый известный портрет
Гольбейна из берлинских собраний изображает Георга Гиссе в его лондонской конторе. Это человек с изысканным вкусом и хорошим доходом, о чем говорят окружающие его вещи: деловые письма с печатями, разбросанные на полках книги, а надпись на латыни «Нет радости без печали» намекает и на его ученость. Стеклянная ваза с цветком и позолоченные часы, как символы быстротечности жизни и красоты, предвосхищают натюрморты голландских мастеров XVII века со всеми их напоминаниями о бренности жизни.
Портрет купца Георга Гиссе
1532, 97.5×86.2 см
Еще одна интересная работы на выставке — рисунок «Парнас» Гольбейна Младшего. В 1533 году по случаю торжественного приезда в Лондон невесты короля Генриха VIII — Анны Болейн, ганзейнские купцы заказали художнику уличную декорацию. Как она выглядела, сегодня можно представить по сохранившемуся эскизу, на котором сидящего на троне Аполлона в триумфальной арке приветствуют девять муз — покровительниц искусств.
Аполлон и музы на Парнасе
1533, 42.1×38.4 см
Выставку, посвященную немецкому Ренессансу, невозможно представить без работ Альбрехта Дюрера. Зрителей порадуют его замечательными гравюрами.
Выставка «Гольбейн в Берлине» продлится до 8 мая 2016 года.
В публикации использованы материалы официального сайта.
Ганс Гольбейн Младший
Портрет
Он из третьего сословья,
А купец он или нет,
Нам не говорит портрет
Умный, крепкий, волевой
Твердо смотрит пред собой.
Чисто выбрит он, и в нем
Бьет энергия ключом.
Вот такие молодые
В годы давние, былые,
Свой преследуя расчет,
Мир наш двигали вперед.
И такие ж в наше время
Волокут прогресса бремя,
Нацдоход наш умножая
И себя не забывая.
Ганс Гольбейн младший
Портрет
*) Антуан II Добрый (1489-1544) – герцог Лотарингский. Надпись на заднем плане свидетельствует о том, что здесь изображен генерал Антонио Добрый ди Лорена, состоявший на службе у короля Франции Франциска I.
Генерал здесь или нет,
Но значителен портрет
Человека в цвете лет.
По фигуре он атлет,
Характерен и берет,
Что лихо набекрень надет.
Не случайно прозван Добрым –
При комплекции такой
Навряд ли он жестокий, злой …