Регистрация

«Любовь Японии к импрессионизму»: неизвестные шедевры на выставке в Бонне

Мне нравится3       0  
В Бундесткунстхалле завершается удивительная выставка, на которой представлены более 100 первоклассных работ французских импрессионистов и постимпрессионистов из собраний японских музеев. Ярчайшую экспозицию с малоизвестными западной публике картинами Моне, Ренуара, Мане, Гогена, Писарро, Сезанна, Синьяка, Боннара, оттеняют работы японских художников начала ХХ века, на которых повлияло творчество французских коллег.
Впервые богатейшая коллекция западного модернизма, хранящаяся в Японии, представлена на выставке в Европе. Немецкая пресса восторженно нарекла ее «Японским признанием в любви».
Мало кто знает о том, что японские промышленники-коллекционеры Кодзиро Мацуката и Магасабуро Охара уже в начале ХХ века владели великолепным собранием картин французских художников второй половины ХІХ века, впоследствии ставших ядром коллекции нескольких музеев Японии.
Сегодня, затаив дыхание, этими замечательными произведениями впервые любуется западный зритель.
Эдгар Дега. Месье и Мадам Мане
Гюстав Курбе. Джой, прекрасная ирландка
  • Дега "Месье и Мадам Мане", 1869
  • Курбе "Джой, прекрасная ирландка", 1866
Между тем, выставка призвана не только взволновать и потешить глаз созерцанием красоты, но и исследовать взаимное влияние японского и европейского искусства в конце ХІХ — начале ХХ века.

Влияние японской гравюры на импрессионистов

Более двухсот лет Япония оставалась закрытой страной для западного мира. После подписания международного договора о торговле в 1855 году стали налаживаться экономические и культурные связи со Страной Восходящего Солнца. Можно представить, какое впечатление произвела экзотическая, совершенно новая для западного художника японская культура на впечатлительных и столь падких на новшества импрессионистов!
С 1860 года европейские мастера открыли для себя японскую гравюру и изображаемый «быстротечный момент ощущения красоты окружающего мира» заиграл новыми красками. Статичность, яркий локальный цвет и плоскостное изображение восточных ксилографий улавливаются теперь в работах Моне, Ван Гога, Гогена.
Необыкновенно нежная, чарующая работа А. Сислея «Зима в Монфуко» - бесспорный шедевр выставки. В ней также прослеживается магическое сочетание французского импрессионизма и японской гравюры.
На европейских художников произвела впечатление японская ксилография×
Ксилография – техника получения гравюры на дереве и последующего перенесения изображения на бумагу. Деревянную поверхность шлифуют, после чего наносят рисунок и вырезают его ножом. Затем доску покрывают пигментом и делают отпечаток на мягкую бумагу. В зависимости от характера нанесения контура ножом, различают торцовую и обрезную ксилографию. С одной деревянной доски можно получить до 15 тыс идентичных экземпляров.
читать дальше
укиё-э — она имела огромнейшее влияние на их искусство. Например, Клод Моне увлеченно собирал японскую гравюру, его уникальная коллекция насчитывала 230 эстампов.
Клод Моне в Живерни в окружении японских гравюр из своей коллекции
Эдмон Франсуа Аман-Жан. Портрет госпожи Такеко Куроки



Свой знаменитый сад в Живерни Клод Моне также устроил с новыми модные восточными веяниями — японским мостиком, прудами с кувшинками, экзотическими цветами и деревьями. У себя в гостях художник частенько принимал коллекционеров из Японии. На фото ниже — Такеко Куроки, внучка премьер-министра Японии. Со своим мужем она три года провела в Париже, приобретая картины для коллекции своего дяди — Кодзиро Мацуката. Многие из этих работ присутствуют на выставке.


Эдмон-Франсуа Аман-Жан «Портрет госпожи Такеко Куроки», 1922

Такеко Куроки, Клод Моне, Лилли Батлер, Бланш Хошеде и Джордж Клемансо в Живерни, июнь 1921

Японский импрессионизм×Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. читать дальше

Западное искусство, проникнув в Японию, оказало не меньшее воздействие на художников Востока, определив дальнейший путь развития их искусства. В конце ХІХ века японские художники приезжают учиться во Францию. Возвращаясь домой, они привозят самые последние французские новинки, от стиля до метода, встречайте: импрессионизм×Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. читать дальше и работа на пленэре.
В работах японских художников интересно сливаются две традиции: появляются французские по духу и построению сцены отдыха в пышном цветущем саду, где восточные красавицы мечтают или же читают книги. Наполненные солнечным светом, окутанные дымкой, как у Ренуара, картины по-своему притягательны и неповторимы.
Читайте также нашу увлекательную публикацию «5 изобретений, без которых не было бы импрессионизма».
Выставка открыта до 21 февраля.
В публикации использованы материалы и фотографии официального сайта мероприятия, а также страницы marinagra.livejournal
КомментироватьКомментарии
HELP