Лето — чудесная пора. Красоты так и просятся на холст, особенно если художественная жизнь кипит на лоне природы. Мастера прошлого обзаводились прелестной недвижимостью, любовно обустраивая окружающую обстановку по своему вкусу. Отправляемся в гости к Клоду Моне и Огюсту Ренуару: их виллы знакомы нам по картинам, а теперь это дома-музеи, которые можно увидеть воочию и сравнить с живописными видами прошлого.
Парусные лодки в Кане
1895, 46×55 см
"Главная дорожка через сад в Живерни"
Декабрь 2013, 50×40 см
Вилла — знак оседлой жизни и респектабельности: в 1890 г. Ренуар наконец женился на Алине Шариго. С этой молодой тогда белошвейкой он познакомился лет 10 тому, и к моменту свадьбы у них уже был пятилетний сын Пьер. Потом родились еще двое сыновей, Жан и Клод («Коко» — мы видимо его на картинах Ренуара).
К тому времени Ренуар — признанный мастер: репутация одного из ведущих художников Франции, и звание кавалера Ордена Почетного легиона — слава пришла! А вот здоровье подводило: в 1897 г. он упал с велосипеда и сломал правую руку, в итоге получил ревматизм, который мучил его всю оставшуюся жизнь. Собственно, из-за болезни и тягот городских Ренуар и решил купить домик в тихом местечке. 28 июня 1907 года — начало отсчета жизни на вилле «Колетт» в Кань-сюр-Мер, между Каннами и Ниццей. Угодья в 2,5 гектара, старые оливы (тоже знаем их по картинам художника) и домик (теперь — сувенирная лавка) — такова была покупка. Позже Ренуар строит солидный дом, обставляет его и живет 11 лет — в творчестве до самой смерти.
Собирание цветов
1875, 54.3×65.2 см
Теперь это дом-музей, в котором отлично сохранилась вся подлинная обстановка 12 комнат и даже картины и скульптуры — узнаете «Купальщиц»? (К слову, вилла Моне может похвастаться лишь копиями). Мольберты, кисти Пьера-Огюста отлично сохранились. А еще — увы, инвалидное кресло: в 1912 г. Ренуара разбил паралич, но он продолжал рисовать… На виллу почти каждый день тогда заглядывал близкий друг Ренуара — Матисс. Как-то он, наблюдая, с какими усилиями дается художнику рисование, спросил, почему тот не бросает это мучительное занятие. Знаменитый ответ Огюста Ренуара: «Боль проходит, а красота остается».
Купальщицы
1916, 73.5×92.5 см
А вот и менее известное изречение, в ответ тем, кому утомительно подниматься на холм, к усадьбе «Колетт»: «Может, это и неудобно, но кто искренне любит меня, тот не поленится взобраться сюда, чтобы со мной повидаться. И в то же время эта крутая тропа избавит от многих зевак». Но уж никак не от нас с вами, когда мы окажемся на Лазурном берегу.
Дом-музей Огюста Ренуара
Адрес: 19, chemin des Collettes, Cagnes sur Mer, Ницца, Франция
04 93 20 61 07
А в самом местечке, в замке Замке Гримальди находится Музей современного искусства, где можно увидеть работы Ренуара, Шагала, Матисса и многих других художников.
Адрес: 19, chemin des Collettes, Cagnes sur Mer, Ницца, Франция
04 93 20 61 07
А в самом местечке, в замке Замке Гримальди находится Музей современного искусства, где можно увидеть работы Ренуара, Шагала, Матисса и многих других художников.
Цветочная Живерни Клода Моне: не только кувшинки!
Усадьба Клода Моне (Claude Oscar Monet) (1840−1926) в верхненормандской деревне — это, прежде всего, сад — знаменитый и прекрасный. И, разумеется, «там лилии цветут» — как пел мушкетер Атос в известном фильме. Вернее — кувшинки, да не только. Куда ни глянь — ожившие картины отца импрессионизма, который из прудов с кувшинками, тенистых аллей, лужаек и цветников создал свою мастерскую под открытым небом.
Сад художника в Живерни
1900, 81.6×92.6 см
В длинном доме с зелеными ставнями и розовым фасадом в Живерни Клод Моне поселился вместе со своей второй супругой Алисой Ошеде и детьми, и прожил 43 года.
Первым «ландшафтным» решением нового хозяина стало заменить хвойные деревья розами, фруктовые — сакурами, а огород и вовсе убрать с глаз долой.
Первым «ландшафтным» решением нового хозяина стало заменить хвойные деревья розами, фруктовые — сакурами, а огород и вовсе убрать с глаз долой.
Его палитрой стали глоксинии, тюльпаны, настурции, подсолнухи, георгины и ирисы.
Тех, кто разнообразию флоры предпочитает картины, мы вынуждены разочаровать: полотна, украшающие стены мастерской в усадьбе — созданные для антуража копии. За оригиналами отправляйтесь в музеи, славящиеся самыми большими коллекциями Моне — Мармоттан и Орсэ.
В окрестностях имения тоже можно смело блуждать — авось, повезет найти и бронзовый бюст художника, и Музей импрессионизма, и церквушку, где похоронен художник и члены его семьи.
Тех, кто разнообразию флоры предпочитает картины, мы вынуждены разочаровать: полотна, украшающие стены мастерской в усадьбе — созданные для антуража копии. За оригиналами отправляйтесь в музеи, славящиеся самыми большими коллекциями Моне — Мармоттан и Орсэ.
В окрестностях имения тоже можно смело блуждать — авось, повезет найти и бронзовый бюст художника, и Музей импрессионизма, и церквушку, где похоронен художник и члены его семьи.
Адрес: 7, Chemin Blanche Hoschede Monet, GIVERNY
Телефон: +33 2 32 51 28 22
Как доехать: от вокзала до музея можно дойти пешком или доехать автобусом.
Яна Сасина, Ольга Потехина
Телефон: +33 2 32 51 28 22
Как доехать: от вокзала до музея можно дойти пешком или доехать автобусом.
Яна Сасина, Ольга Потехина