В Бундесткунстхалле завершается удивительная выставка, на которой представлены более 100 первоклассных работ французских импрессионистов и постимпрессионистов из собраний японских музеев. Ярчайшую экспозицию с малоизвестными западной публике картинами Моне, Ренуара, Мане, Гогена, Писарро, Сезанна, Синьяка, Боннара, оттеняют работы японских художников начала ХХ века, на которых повлияло творчество французских коллег.
Впервые богатейшая коллекция западного модернизма, хранящаяся в Японии, представлена на выставке в Европе. Немецкая пресса восторженно нарекла ее «Японским признанием в любви».
Мало кто знает о том, что японские промышленники-коллекционеры Кодзиро Мацуката и Магасабуро Охара уже в начале ХХ века владели великолепным собранием картин французских художников второй половины ХІХ века, впоследствии ставших ядром коллекции нескольких музеев Японии.
Сегодня, затаив дыхание, этими замечательными произведениями впервые любуется западный зритель.
Мальчик среди цветов
1876
Девушки в лодке
1887, 145×132 см
Морэ-Сюр-Луан (Moret-sur-Loing)
1888, 60×73 см
Кувшинки (Нимфеи)
1908
Между тем, выставка призвана не только взволновать и потешить глаз созерцанием красоты, но и исследовать взаимное влияние японского и европейского искусства в конце ХІХ — начале ХХ века.
Влияние японской гравюры на импрессионистов
Более двухсот лет Япония оставалась закрытой страной для западного мира. После подписания международного договора о торговле в 1855 году стали налаживаться экономические и культурные связи со Страной Восходящего Солнца. Можно представить, какое впечатление произвела экзотическая, совершенно новая для западного художника японская культура на впечатлительных и столь падких на новшества импрессионистов!
Вершина горы Сатта. Серия "53 станции Токайдо". Станция 16 - Юи
1833, 24.3×37.9 см
С 1860 года европейские мастера открыли для себя японскую гравюру и изображаемый «быстротечный момент ощущения красоты окружающего мира» заиграл новыми красками. Статичность, яркий локальный цвет и плоскостное изображение восточных ксилографий улавливаются теперь в работах Моне, Ван Гога, Гогена.
Закат на Сене зимой
1880, 60.6×81.1 см
Собиратели хвороста на снегу
Сентябрь 1884, 67×126 см
Купальщицы
1878, 38×46 см
Необыкновенно нежная, чарующая работа А. Сислея «Зима в Монфуко» - бесспорный шедевр выставки. В ней также прослеживается магическое сочетание французского импрессионизма и японской гравюры.
На европейских художников произвела впечатление японская ксилография
укиё-э — она имела огромнейшее влияние на их искусство. Например, Клод Моне увлеченно собирал японскую гравюру, его уникальная коллекция насчитывала 230 эстампов.
Большая волна в Канагаве
1832, 25.7×37.9 см
Больше о японской гравюре читайте в новости о прошедшей выставке «Париж накроет „Большая волна в Канагаве“: французская столица принимает выставку самого известного японского художника Кацусика Хокусая».
Клод Моне в Живерни в окружении японских гравюр из своей коллекции
Свой знаменитый сад в Живерни Клод Моне также устроил с новыми модные восточными веяниями — японским мостиком, прудами с кувшинками, экзотическими цветами и деревьями. У себя в гостях художник частенько принимал коллекционеров из Японии. На фото ниже — Такеко Куроки, внучка премьер-министра Японии. Со своим мужем она три года провела в Париже, приобретая картины для коллекции своего дяди — Кодзиро Мацуката. Многие из этих работ присутствуют на выставке.
Эдмон-Франсуа Аман-Жан «Портрет госпожи Такеко Куроки», 1922
Такеко Куроки, Клод Моне, Лилли Батлер, Бланш Хошеде и Джордж Клемансо в Живерни, июнь 1921
Японский импрессионизм
Западное искусство, проникнув в Японию, оказало не меньшее воздействие на художников Востока, определив дальнейший путь развития их искусства. В конце ХІХ века японские художники приезжают учиться во Францию. Возвращаясь домой, они привозят самые последние французские новинки, от стиля до метода, встречайте: импрессионизм
и работа на пленэре.
В работах японских художников интересно сливаются две традиции: появляются французские по духу и построению сцены отдыха в пышном цветущем саду, где восточные красавицы мечтают или же читают книги. Наполненные солнечным светом, окутанные дымкой, как у Ренуара, картины по-своему притягательны и неповторимы.
Отдых под яблоней
1898
Читающая женщина
1908
Читайте также нашу увлекательную публикацию «5 изобретений, без которых не было бы импрессионизма».
Выставка открыта до 21 февраля.
В публикации использованы материалы и фотографии официального сайта мероприятия, а также страницы marinagra.livejournal