Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве 4 марта открывает выставку «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», продолжая серию международных проектов в честь 500-летнего юбилея Лукаса Кранаха Младшего. На сей раз зрители увидят 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Нижнего Новгорода и частных российских коллекций.
На выставке в Москве представлен весь «репертуар» отца и сына времен блестящего периода искусства в Германии — немецкого Ренессанса: картины на религиозную тему, мифологический и исторический сюжеты, великолепные портреты и гравюры, в технике которой Кранах-старший достиг невероятных высот.
Женский портрет
1526, 88×58 см
Лукас Кранах Старший был счастливчиком — за свою успешную карьеру он основал мастерскую, прославившуюся на всю Европу, еще при жизни отца ее возглавил сын Лукас, причем от батюшки он унаследовал не только талант живописца, но и редкую «жилку» коммерсанта. Отец был придворным живописцем саксонского курфюрста Фридриха Мудрого и находился под личным его покровительством, также был уважаем жителями Виттенберга, за что дважды избирался мэром и, наконец, к прочим благам, стал самым богатым человеком в городе.
Творчество Кранаха-старшего почитают наравне с искусством Дюрера, он создал свой узнаваемый стиль и предложил свой канон женской красоты.
Творчество Кранаха-старшего почитают наравне с искусством Дюрера, он создал свой узнаваемый стиль и предложил свой канон женской красоты.
Лукреция
1535, 77×52 см
Интересные факты о жизни и творчестве выдающихся мастеров читайте в нашей публикации «Два Лукаса, Два Кранаха — художники на службе у Саксонских курфюрстов и Реформации».
Оба художника неоднократно писали сюжет с «божественной парой» из греческой мифологии: известно более 35 подобных картин — реплик. «Венера и Амур», представленная на этой выставке — шедевр раннего периода творчества Кранаха Старшего и первая работа на тему античной мифологии.
Венера и Амур
1509, 213×102 см
Впервые художник Северной Европы отважился изобразить богиню любви обнаженной — до этого времени «ню» позволялось лишь Еве. При всей любви Кранаха Старшего к идеальным формам обнаженного женского тела, навеянной итальянским Ренессансом, художник не забывает о религиозной морали, присущей немецкому гуманизму и искусству. Латинская надпись на картине предостерегает от безумств влюбленности:
«Всеми силами гони Купидоново сладострастие,
Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
Картина «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» — еще один шедевр экспозиции.
Благодаря атрибутам трех святых дев зрители времен Кранаха могли сами узнать имена мучениц.
У ног Маргариты находится дракон — это напоминание чуде: когда девушку бросили в пасть дракона, тот изверг ее невредимой, так как у святой был крест. За Варварой возвышается башня — в нее, по преданию, дочь заточил отец, узнав о принятии ею христианства. Доротея держит корзиночку с цветами: перед казнью девушка утверждала, что ее уже ожидают «райские кущи и любовь Господа». Тогда один неверующий, насмехаясь, попросил ему явить розы и райские плоды из сада. Когда в руках Доротеи появилась корзиночка с цветами и фруктами, многие уверовали в ее святость, увидев такое чудо зимой.
Несмотря на то, что в картине «Мадонна в винограднике» утрачены нижняя и правая часть композиции (поэтому она кажется неестественно обрезанной), это работа невероятно нежная и гармоничная. В картине читаются христианские символы: виноградная лоза означает Церковь, гроздь винограда в руках Девы Марии намекает на будущую жертвенную смерть Ее Сына, струя воды, выбивающаяся из скалы, — источник новой жизни, которую несет христианство, а гора — символ несокрушимой веры.
Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)
1523, 58×46 см
Одной из любимых героинь Кранаха Старшего была Юдифь.
Юдифь, обезглавливающая Олоферна
1531, 98×73.6 см
Художник обращается к библейской истории об иудейской девушке, которая спасла свой город от врагов. Проникнув в лагерь неприятеля, она отрезала голову спящего полководца ассирийского царя Навуходоносора — Олоферна, его же собственным мечом. Спрятав голову в мешок, Юдифь вместе со своей служанкой вернулись в город и вывесила ее на крепостной стене. Ассирийцы отступили, оставшись без военачальника, и были разбиты войсками израильтян.
Знакомство Кранаха с гуманистической культурой своего времени и дружба с преподавателями Виттенбергского университета привели художника к увлечению античным эпосом.
Картина «Плоды ревности» навеяна, вероятно, поэмой древнегреческого поэта Гесиода и его Мифом о пяти веках в жизни человечества. После золотого поколения людей, живших как в раю Адам и Ева, пришло поколение серебряного века. Жизнь людей серебряного века омрачена безрассудством, они легко вступали между собою в распри; буйные и дерзкие, нападая друг друга, они впадали в безумие и быстро гибли. Античный сюжет в этой картине давал Кранаху повод выразить моральную сентенцию о вреде людских раздоров.
Плоды ревности (Серебряный век)
1530, 56.7×38.5 см
В искусстве гравюры Кранах Старший соперничал с самим Дюрером, этот «диспут» стал темой отдельной лекции, серия которых запланирована в рамках выставки.
Адам и Ева
1509, 33×23 см
Суд Париса
1508, 36.6×25.4 см
С особой гордостью на выставке представят гравюру «Первый турнир» Кранаха Старшего, где на небольшом листке можно увидеть невероятное разнообразие жанровых сцен — всех персонажей и не счесть!
Первый турнир
1506, 26×37 см
Турнир на фоне ковра с Самсоном
1509, 30.6×42.5 см
Этот трудоемкий вид графики, доступный далеко не каждому художнику, закрепил за Кранахом одного из лучших мастеров гравюры в истории искусств.
Святой Христофор
1506, 28×20 см
Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» продлится до 15 мая, а затем продолжит работу в Эрмитаже с 8 июня по 11 сентября 2016 года.
В новости использованы материалы сайта Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Эрмитажа.