«10хYOUNG — свежая кровь украинского искусства», — говорит один из организаторов выставки и совладельцев галереи. Чем живет сегодня организм? Мы побывали на открытии вернисажа.
Галеристы Юлия и Макс Волошины (слева).
На роль «арбитров изящного» в Киеве до сих пор отваживались немногие арт-центры и галереи. Судить, кто есть кто в украинском контемпорари, позволяли себе финансовые «тяжеловесы»: Пинчук АртЦентр, уже не существующая ныне «Коллекция» и, увы, дышащий на ладан ЦСИ М17. Основанная в 2006-м году совсем юными коллекционерами живописи галерея «Мыстецька збирка» выглядит просто-таки антагонистом этим мастодонтам. «Збирка» невелика, размером с квартиру в цокольном этаже «старого» дома на ул. Терещенковской. И «берет» не количеством денег у владельцев, а креативностью. Благодаря личным связям и собственному энтузиазму, «збирчане» регулярно перезентуют новое украинское искусство на Западе. Впрочем, возраст галеристов Волошиных, — чуть за 30-ть, — сам по себе способствует свежему взгляду на вещи. А их оценки перспектив тех или иных художников не в последнюю очередь интересны не лишь для Запада, но и для для «внутреннего рынка». Так звучит голос «нового поколения» экспертов, да и просто ценителей современного искусства.
Художник Роман Михайлов возле картины Артема Волокитина
Совсем недавно, в январе, «МЗ» в тандеме с Ukrainian Institute of America организовала в Нью-Йорке аналогичную по концепции выставку New Perspectives: 8 Contemporary Artist from Ukraine. «Киевская» 10xYOUNG не копирует «американский» проект, а, скорее, развивает тему. «Збирчане» все так же увлечены «называнием», для себя и мира, имен молодых художников, которые уже сегодня определяют будущее украинского искусства.
В топ-10 галереи и на этот раз (помимо личного открытия и достижения Волошиных, художника Михаила Деяка) попали сплошь «первые лица» негласной табели о рангах киевских галерей, если бы таковая была кем-то составлена: Роман Минин (его медиаинсталляция прямо сейчас встречает посетителей Мыстецького Арсенала), любимец МА и ЩербенкоАртЦентра Степан Рябченко, Дария Кольцова, Антон Логов, Роман Минин, Артем Волокитин, Никита Кравцов, Роман Михайлов, Богдан Томашевский, Анна Валиева.
В топ-10 галереи и на этот раз (помимо личного открытия и достижения Волошиных, художника Михаила Деяка) попали сплошь «первые лица» негласной табели о рангах киевских галерей, если бы таковая была кем-то составлена: Роман Минин (его медиаинсталляция прямо сейчас встречает посетителей Мыстецького Арсенала), любимец МА и ЩербенкоАртЦентра Степан Рябченко, Дария Кольцова, Антон Логов, Роман Минин, Артем Волокитин, Никита Кравцов, Роман Михайлов, Богдан Томашевский, Анна Валиева.
Антон Логов, Диалог. Инсталляция, 2016 г.
Интервью с художником на открытии выставки. «Антон Логов развивает такие жанры, как живопись, инсталляция, коллаж
, пространственные объекты… Инсталляция „Диалог“ состоит из трех стульев и соответственно размещенных трех живописных работ над ними. Это — диалог со зрителем, самим собой, временем и историей искусств. Время здесь запечатлено в кракелюрах, напоминающих фламандскую живопись средневековья. Кракелюр автор воспринимает как щель в пространство истории. Выкрашенные советские стулья — символ времени. Так художник показывает, что история не меняется, а перекрашивается. Но оставляет вопросы, написанные вручную и заданные в бездну: „Какое сейчас время? Какой цвет тебя волнует? Ты понимаешь искусство? Зачем рисуешь?“» (из пресс-релиза на сайте галереи)
Художница Анна Валиева.
Если сказать совсем просто, ценность весьма «разношерстной» коллективки в «Мыстецькой збирке» — в том, что она дает возможность увидеть самые свежие работы сразу десяти ведущих «контемпорарных» авторов.
Поход на улицу Терещенковскую немного напоминает даже посещение тематической выставки «украинского» молодняка в ПинчукАртЦентре. Но у Волошиных все как-то уютно и по-домашнему, без соревновательности, привкуса морального превосходства и без помпы.
Наверное, поэтому даже концептуальные инсталляции и скульптуры (Антона Логова, например, или Михаила Деяка, Степана Рябченко), выставленные в галерее, воспринимаются, как захватывающе интересная игра. А совсем не в качестве холодно-отстраненных логических головоломок. Правильно воспринимаются, в общем.
Проект Романа Минина.
Степан Рябченко. Гуляющее облачко, 2015 г. Высота 37 см, трехмерная печать / фарфор.
Выставка работает до 13 марта 2016 г.
Фоторепортаж с открытия — Сергей Бурковский. Также частично в репортаже — фото, предоставленные галереей и кадры (и видео), сделанные автором публикации.