войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

«Всё это – дада»: как арт-мир празднует столетие самого радикального авангардного течения

В 1916 году, когда в Европе полыхала Первая мировая война, в «Кабаре Вольтер» в Цюрихе собралась группа молодых мужчин и женщин со всей Европы. Эти художники были родоначальниками нового движения, которое потрясло основы арт-мира и стало прародителем сюрреализма, поп-арта и концептуального искусства. Юбилей события отмечают по всему миру — затейливо, эффектно, и не без юмора.
«Всё это – дада»: как арт-мир празднует столетие самого радикального авангардного течения
Теперь в США и Европе отмечают столетие возникновения дадаизма, а само легендарное «Кабаре Вольтер» планируют продать.
Дадаисты
Дадаизм или дада – авангардистское нигилистическое движение (по большей части, в живописи и литературе), которое зародилось в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало с 1916-го по 1922-й год. После этого французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий – с экспрессионизмом. Этот стиль возник как реакция на ужасы войны, бессмысленность уничтожения человеческих жизней. Главными причинами всех вооруженных конфликтов дадаисты считали рационализм и логику, поэтому фундаментальными ценностями их художественного движения стали цинизм, отсутствие эстетики, отрицание стандартов, иррациональность и разочарованность. Читать дальше
поставили под сомнение академические нормы и традиции, создавая картины, рисунки, скульптуры и перформансы, в которых была размыта грань между изобразительным и прикладным искусством. Они отражали дух времени, включая в работы случайные бытовые предметы — газеты, механические детали и лампочки; отвергли идею того, что произведение должно обладать художественной ценностью и утверждали, что художником может быть каждый.
В «Кабаре Вольтер» они устраивали выставки и шоу, включавшие танцы, музыку, чтение стихов и кукольные представления, и часто шокировавшие зрителей.
  • Сюзанн Дюшан, «Шедевр аккордеон» (1921)
  • Мардсен Хартли, «Фикус» (1920)
Художественная галерея Йельского университета (США) организовала выставку «Всё это — дада», где представила наиболее важные картины, скульптуры, рисунки, гравюры и фотографии из своей коллекции. Это произведения Жана (Ганса) Арпа, Марселя Дюшана, Георга Гросса, Франсиса Пикабиа, Мана Рэя, Курта Швиттерса, Софи Тойбер-Арп, Беатрис Вуд и многих других.
Выставка «Всё это — дада» исследует непочтительный, юмористический и нетрадиционный подход дадаистов


Выставка «Всё это — дада» исследует непочтительный, юмористический и нетрадиционный подход дадаистов к искусству и то, как отголоски их творчества ощущаются сегодня. Ведь многие современные художники утверждают, что такие фигуры, как Курт Швиттерс, являются для них источником вдохновения.


Слева: Курт Швиттерс, «Рисунок I 9 Уровень 2» (1920)

  • Макс Эрнст, «Лес» (1926)
  • Роберт Раушенберг, «Ну, Нелл» (1959)
В специальной «Дада-гостиной» посетители могут послушать оригинальные поэмы дадаистов — революционные литературные формы с бессмысленным, как кажется, содержанием. В них используются несуществующие слова, случайные словосочетания и просто фонемы. В соседнем зале можно просмотреть семь короткометражных фильмов, снятых в том числе Гансом Рихтером, Маном Рэем, Рене Клером, Фернаном Леже и Чарльзом Шилером. Прославление экспериментального и провокационного духа дадаизма включает серию перформансов и программ: танцев, музыкальных выступлений, лекций и даже дада-бал.
Выставка «Всё это — дада» в Художественной галерее Йельского университета продлится до 3 июля.
Жорж Рибермонт-Дессень, «Молодая женщина» (1919)
Жорж Рибермонт-Дессень, «Молодая женщина» (1919)
Между тем в крупнейшей галерее Цюриха попытались воссоздать один из великих, но незавершённых проектов этого мятежного движения. Речь идёт о Dadaglobe («Планета дада», — ред.), который задумал один из основателей дадаизма Тристан Тцара. В 1921 году он собирался издать сборник примерно двухсот работ основных участников движения. Однако планы провалились из-за проблем с финансированием.
Теперь, благодаря настоящему детективному расследованию, значительная часть коллекции собрана и выст


Теперь, благодаря настоящему детективному расследованию, значительная часть коллекции собрана и выставлена в Кунстхаусе под названием «Dadaglobe реконструированный: век после дада». В экспозицию вошли около 160 работ от 40 художников из разных стран мира. В их числе Макс Эрнст, Ганс Арп и его супруга Софи.


Слева: Макс Эрнст, «Китайский соловей» (1920)

После провала затеи Dadaglobe был постепенно забыт. Однако в 2005 году искусствовед MoMA Эдриен Сюдхальтер заметила, что некоторые работы дадаистов в Центре Помпиду в Париже маркированы цифрами. В процессе расследования она обнаружила список, который соответствовал номерам и последовательности работ, увиденных ею на ретроспективе. Постепенно эксперт поняла, что перед ней полная опись того, что Тцара назвал Dadaglobe, и решила восстановить этот проект.
Неизвестный фотограф, портрет Тристана Тцара (ок. 1920)
Неизвестный фотограф, портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Тристана Тцара (ок. 1920)
Сейчас в Цюрихе выставлены автопортреты, фотомонтажи и коллажи, рисунки, эскизы, стихи и эссе, а также рукописи, печатные материалы и исторические документы, связанные с книжным проектом Dadaglobe.
Впрочем, Тристан Тцара, который умер в 1963 году, называл его одним из самых больших своих огорчений.
Выставка «Dadaglobe реконструированный: век после дада» в Кунстхаусе Цюриха продлится лишь до 1 мая, а с июня откроется в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке.
Легендарное «Кабаре Вольтер» в старом Цюрихе. Фото: flickr.com
Легендарное «Кабаре Вольтер» в старом Цюрихе. Фото: flickr.com
Ну, а само «Кабаре Вольтер» в Цюрихе, откуда пошёл дадаизм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Дадаизм или дада – авангардистское нигилистическое движение (по большей части, в живописи и литературе), которое зародилось в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало с 1916-го по 1922-й год. После этого французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий – с экспрессионизмом. Этот стиль возник как реакция на ужасы войны, бессмысленность уничтожения человеческих жизней. Главными причинами всех вооруженных конфликтов дадаисты считали рационализм и логику, поэтому фундаментальными ценностями их художественного движения стали цинизм, отсутствие эстетики, отрицание стандартов, иррациональность и разочарованность. Читать дальше
Дадаизм, или дада - временное авангардистское течение, которое зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии и распространилось по всей Европе. Существовал примерно с 1916 по 1922 годы. Со временем французский дадаизм слился с сюрреализмом, немецкий – с экспрессионизмом.
Читать дальше
, планируют продать. Нынешние сторонники движения хотят выручить за помещение порядка 13 млн долларов. Художники надеются, что новый владелец не будет полностью перестраивать кафе, а отнесётся к нему с уважением, как к историческому месту и памятнику.
Новые дадаисты захватили здание «Кабаре Вольтер» в 2002 году, когда оно подлежало сносу. Официально

Новые дадаисты захватили здание «Кабаре Вольтер» в 2002 году, когда оно подлежало сносу. Официально помещение принадлежит страховой компании Swiss Life. Художники выплачивают ей аренду примерно в треть миллиона долларов в год. Ещё около полумиллиона уходит на поддержание здания. Раньше спонсорскую помощь дадаистам оказывали один из банков и городской бюджет. Однако теперь финансовое учреждение прекратило поддержку, а среди политиков зреет недовольство «лишними» тратами из казны.

Фото слева: tripfreakz.com

Так что дадаисты
Дадаизм или дада – авангардистское нигилистическое движение (по большей части, в живописи и литературе), которое зародилось в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало с 1916-го по 1922-й год. После этого французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий – с экспрессионизмом. Этот стиль возник как реакция на ужасы войны, бессмысленность уничтожения человеческих жизней. Главными причинами всех вооруженных конфликтов дадаисты считали рационализм и логику, поэтому фундаментальными ценностями их художественного движения стали цинизм, отсутствие эстетики, отрицание стандартов, иррациональность и разочарованность. Читать дальше
решились на «шаг отчаяния» в надежде, что покупатель всё же оставит кабаре нетронутым.
Эрвин Блюменфельд, «Дада», коллаж, 1916

Читайте также: «Юбилей дадаизма весь год отмечают в Швейцар
Эрвин Блюменфельд, «Дада», коллаж
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
Читать дальше
, 1916

Читайте также: «Юбилей дадаизма весь год отмечают в Швейцарии» (приводится календарь мероприятий в честь знаменательного события)
По материалам официальных сайтов Художественной галереи Йельского университета и Kunsthaus в Цюрихе, а также artdaily.com и swissinfo.ch. Главная иллюстрация — Георг Гросс, «Внутри и снаружи» (1926)