Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В 1916 году,когда в Европе полыхала Первая мировая война,в «Кабаре Вольтер» в Цюрихе собралась группа молодых мужчин и женщин со всей Европы. Эти художники были родоначальниками нового движения,которое потрясло основы арт-мира и стало прародителем сюрреализма,поп-арта и концептуального искусства. Юбилей события отмечают по всему миру — затейливо,эффектно,и не без юмора.
Теперь в США и Европе отмечают столетие возникновения дадаизма,а само легендарное«Кабаре Вольтер» планируют продать.
Дадаизм или дада – авангардистское нигилистическое движение (по большей части, в живописи и литературе), которое зародилось в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало с 1916-го по 1922-й год. После этого французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий – с экспрессионизмом. Этот стиль возник как реакция на ужасы войны, бессмысленность уничтожения человеческих жизней. Главными причинами всех вооруженных конфликтов дадаисты считали рационализм и логику, поэтому фундаментальными ценностями их художественного движения стали цинизм, отсутствие эстетики, отрицание стандартов, иррациональность и разочарованность. Читать дальше
поставили под сомнение академические нормы и традиции,создавая картины,рисунки,скульптуры и перформансы,в которых была размыта грань между изобразительным и прикладным искусством. Они отражали дух времени,включая в работы случайные бытовые предметы — газеты,механические детали и лампочки; отвергли идею того,что произведение должно обладать художественной ценностью и утверждали,что художником может быть каждый.
В «Кабаре Вольтер» они устраивали выставки и шоу,включавшие танцы,музыку,чтение стихов и кукольные представления,и часто шокировавшие зрителей.
Выставка«Всё это — дада» исследует непочтительный,юмористический и нетрадиционный подход дадаистов к искусству и то,как отголоски их творчества ощущаются сегодня. Ведь многие современные художники утверждают,что такие фигуры,как Курт Швиттерс,являются для них источником вдохновения.
Слева: Курт Швиттерс,«Рисунок I 9 Уровень 2»(1920)
Макс Эрнст, «Лес» (1926)
Роберт Раушенберг, «Ну, Нелл» (1959)
В специальной«Дада-гостиной» посетители могут послушать оригинальные поэмы дадаистов — революционные литературные формы с бессмысленным,как кажется,содержанием. В них используются несуществующие слова,случайные словосочетания и просто фонемы. В соседнем зале можно просмотреть семь короткометражных фильмов,снятых в том числе Гансом Рихтером,Маном Рэем,Рене Клером,Фернаном Леже и Чарльзом Шилером. Прославление экспериментального и провокационного духа дадаизма включает серию перформансов и программ: танцев,музыкальных выступлений,лекций и даже дада-бал.
Выставка«Всё это — дада» в Художественной галерее Йельского университета продлится до 3 июля.
Между тем в крупнейшей галерее Цюриха попытались воссоздать один из великих,но незавершённых проектов этого мятежного движения. Речь идёт о Dadaglobe(«Планета дада», — ред.), который задумал один из основателей дадаизма Тристан Тцара. В 1921 году он собирался издать сборник примерно двухсот работ основных участников движения. Однако планы провалились из-за проблем с финансированием.
Теперь,благодаря настоящему детективному расследованию,значительная часть коллекции собрана и выставлена в Кунстхаусе под названием«Dadaglobe реконструированный: век после дада». В экспозицию вошли около 160 работ от 40 художников из разных стран мира. В их числе Макс Эрнст,Ганс Арп и его супруга Софи.
Слева: Макс Эрнст,«Китайский соловей»(1920)
После провала затеи Dadaglobe был постепенно забыт. Однако в 2005 году искусствовед MoMA Эдриен Сюдхальтер заметила,что некоторые работы дадаистов в Центре Помпиду в Париже маркированы цифрами. В процессе расследования она обнаружила список,который соответствовал номерам и последовательности работ,увиденных ею на ретроспективе. Постепенно эксперт поняла,что перед ней полная опись того,что Тцара назвал Dadaglobe,и решила восстановить этот проект.
Неизвестный фотограф,портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Тристана Тцара(ок. 1920)
Сейчас в Цюрихе выставлены автопортреты,фотомонтажи и коллажи,рисунки,эскизы,стихи и эссе,а также рукописи,печатные материалы и исторические документы,связанные с книжным проектом Dadaglobe.
Впрочем,Тристан Тцара,который умер в 1963 году,называл его одним из самых больших своих огорчений.
Выставка«Dadaglobe реконструированный: век после дада» в Кунстхаусе Цюриха продлится лишь до 1 мая,а с июня откроется в Музее современного искусства(MoMA) в Нью-Йорке.
Легендарное«Кабаре Вольтер» в старом Цюрихе. Фото: flickr.com
Ну,а само«Кабаре Вольтер» в Цюрихе,откуда пошёл дадаизм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Дадаизм или дада – авангардистское нигилистическое движение (по большей части, в живописи и литературе), которое зародилось в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало с 1916-го по 1922-й год. После этого французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий – с экспрессионизмом. Этот стиль возник как реакция на ужасы войны, бессмысленность уничтожения человеческих жизней. Главными причинами всех вооруженных конфликтов дадаисты считали рационализм и логику, поэтому фундаментальными ценностями их художественного движения стали цинизм, отсутствие эстетики, отрицание стандартов, иррациональность и разочарованность. Читать дальше
Дадаизм, или дада - временное авангардистское течение, которое зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии и распространилось по всей Европе. Существовал примерно с 1916 по 1922 годы. Со временем французский дадаизм слился с сюрреализмом, немецкий – с экспрессионизмом.
,планируют продать. Нынешние сторонники движения хотят выручить за помещение порядка 13 млн долларов. Художники надеются,что новый владелец не будет полностью перестраивать кафе,а отнесётся к нему с уважением,как к историческому месту и памятнику.
Новые дадаисты захватили здание«Кабаре Вольтер» в 2002 году,когда оно подлежало сносу. Официально помещение принадлежит страховой компании Swiss Life. Художники выплачивают ей аренду примерно в треть миллиона долларов в год. Ещё около полумиллиона уходит на поддержание здания. Раньше спонсорскую помощь дадаистам оказывали один из банков и городской бюджет. Однако теперь финансовое учреждение прекратило поддержку,а среди политиков зреет недовольство«лишними» тратами из казны.
Фото слева: tripfreakz.com
Так что дадаисты
Дадаизм или дада – авангардистское нигилистическое движение (по большей части, в живописи и литературе), которое зародилось в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало с 1916-го по 1922-й год. После этого французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий – с экспрессионизмом. Этот стиль возник как реакция на ужасы войны, бессмысленность уничтожения человеческих жизней. Главными причинами всех вооруженных конфликтов дадаисты считали рационализм и логику, поэтому фундаментальными ценностями их художественного движения стали цинизм, отсутствие эстетики, отрицание стандартов, иррациональность и разочарованность. Читать дальше
решились на «шаг отчаяния» в надежде,что покупатель всё же оставит кабаре нетронутым.
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения. Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
По материалам официальных сайтов Художественной галереи Йельского университета и Kunsthaus в Цюрихе,а также artdaily.com и swissinfo.ch. Главная иллюстрация — Георг Гросс,«Внутри и снаружи»(1926)