Просто Мария. В киевском Мыстецьком Арсенале – масштабная выставка «наивных» картин Марии Примаченко
Открытие выставки «Мария Примаченко. Необъятное» в Мыстецьком Арсенале - событие грандиозное, как и не имеющий аналогов прецедент: специально для экспозиции Национальный музей украинского народного декоративного искусства раскрыл фонды и предоставил свыше 300 лучших работ художницы из своей коллекции.
Нарисуем – будем жить
«Музеефикация» Примаченко началась еще в 1930-х, когда коллекция Государственного музея украинского искусства (сегодня это Национальный художественный музей Украины) пополнилась 200-ми ее картинами — Мария работала в его экспериментальных мастерских. Уже после войны, в 1964 г., был создан знаменитый Государственный музей украинского декоративного искусства (теперь Национальный). Художница официально числилась его сотрудницей, и писала работы уже в его «фонды». По сей день именно этот музей и остается крупнейшим в мире коллекционером Примаченко, располагая 650 произведениями мастерицы. Часть ее картин представлена там в постоянной экспозиции, рядом с картинами Катерины Билокур. Увы, выставка там невелика: площади музейного здания на территории Лаврского заповедника не позволяют более масштабного представления. А «своего» музея у «украинской коллеги Анри Руссо» нет.Примаченко не подписывала свои работы, а, в традициях народной картины, многие изображения сопровождала текстом в форме стиха, загадки, прибаутки.
Середина прошлого десятилетия запомнилась и как пиковый период банального воровства. Так, в 2006-м, чуть не убив единственного сына Марии, Федора, тоже известного народного художника, из дома семьи Примаченко в селе Болотня Киевской обл. воры вынесли 120 — 150 работ мастерицы. Преступление это, как и большинство других, не раскрыто. Впрочем, злые языки утверждают: при жизни Мария Авксентьевна настолько щедро раздаривала свои гуаши, и так много их написала (а учета никто не вел), что внимание следует обращать и на «нечистых на руку» арт-бизнесменов — в настоящее время, мол, рынок переполнен примаченковскими «фальшивками»…
«Наше все» и наши все
… Много, очень много картин Примаченко. С подсветкой и без оной. Цветы и звери. Человеческие фигурки с подписями. Белый фон работ — черный фон работ — цветные фоны, и снова белый (в разные периоды творчества у художницы были разные предпочтения). Подход к формированию экспозиции близок к уже привычному (просто картины) в Музее декоративного искусства. Жаль, что плотный монолит примаченковского «текста» разных лет лишен попыток нового осмысления, или даже… игры. А ведь по рисункам «просто Марии» даже выпускали мультики, да и «анимационный» ролик с рекламой выставки получился привлекательным и многообещающим! Было бы интересно увидеть новую репрезентацию творчества великой Марии. А пока что «дежа вю» музейных практик 1970-х — начала 1980-х усиливают редко выставляемые антивоенные гуаши, выполненные в духе советской пропаганды, и даже с поучениями главному «гонщику вооружений» Рейгану. Впрочем, кто сейчас помнит про эти, не самые известные, картины Примаченко? А в музее их точно еще долго не выставят.Слева: «Господин Рейган на эту картину посмотри какая эта атом тяжелая и тяжкая и безмозглая…», 1986 г. Справа: «Этот зверь зевает и дружбы ни с кем не имеет солнце ему не светит люди спасибо не скажут его скоро повяжут», 1984 г.
Впрочем, попытка взглянуть на творчество художницы с иного ракурса все же сделана: на стене рядом с фото самой Марии — неоднозначно воспринимаемый список «памятных дат» — событий, которые пришлись на период жизни художницы. Составители припомнили и полет Гагарина, и захват дворца Амина в Афганистане, аварию на ЧАЭС и начало «перестройки»,
(«И вот гора и вот вторая промеж тех горушек катилася звезда ой то не звезда девушка моя с новенькими ведерцами по водицу шла ранняя роса девка боса ноженьки щемят постой девка не иди быстро дай коню воды ты козаче молоденький еще не знаешь беды как до мачехи поздно с водой идти». Бумага, гуашь , 1982 г.)
Увы, пока что вместо открытия новых музеев, да хотя бы Марии Примаченко и Катерины Билокур, — довольно шаткое положение всех музеев, работающих на территории Национального Києво-Печерского историко-культурного заповедника.
Выставка работает до 13 марта 2016 г.