войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Просто Мария. В киевском Мыстецьком Арсенале – масштабная выставка «наивных» картин Марии Примаченко

Открытие выставки «Мария Примаченко. Необъятное» в Мыстецьком Арсенале - событие грандиозное, как и не имеющий аналогов прецедент: специально для экспозиции Национальный музей украинского народного декоративного искусства раскрыл фонды и предоставил свыше 300 лучших работ художницы из своей коллекции.

Просто Мария. В киевском Мыстецьком Арсенале – масштабная выставка «наивных» картин Марии Примаченко
Мария Примаченко — самый известный среди «народных» художников Украины. А вот судьба ее творческого наследия - едва ли не самая драматичная среди всех сограждан-коллег.
Просто Мария. В киевском Мыстецьком Арсенале – масштабная выставка «наивных» картин Марии Примаченко
В целом, хотя сам по себе «арсенальский» проект стал, скорее, иллюстрацией тезиса о проблемах, связанных с наследием великой «просто Марии» в современной Украине, колоссальное удовольствие, которое получают зрители при виде столь большого количества ее ярких и необычных работ, выходит на первый план.

Нарисуем – будем жить

«Музеефикация» Примаченко началась еще в 1930-х, когда коллекция Государственного музея украинского искусства (сегодня это Национальный художественный музей Украины) пополнилась 200-ми ее картинами — Мария работала в его экспериментальных мастерских. Уже после войны, в 1964 г., был создан знаменитый Государственный музей украинского декоративного искусства (теперь Национальный). Художница официально числилась его сотрудницей, и писала работы уже в его «фонды». По сей день именно этот музей и остается крупнейшим в мире коллекционером Примаченко, располагая 650 произведениями мастерицы. Часть ее картин представлена там в постоянной экспозиции, рядом с картинами Катерины Билокур. Увы, выставка там невелика: площади музейного здания на территории Лаврского заповедника не позволяют более масштабного представления. А «своего» музея у «украинской коллеги Анри Руссо» нет.
«Ушатка изловила рака, а рак не дурак как укусит будет знак». Бумага, гуашь. 1983 г.

Примаченко не
«Ушатка изловила рака, а рак не дурак как укусит будет знак». Бумага, гуашь
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
Читать дальше
. 1983 г.

Примаченко не подписывала свои работы, а, в традициях народной картины, многие изображения сопровождала текстом в форме стиха, загадки, прибаутки.
Пик популяризации творчества художницы уже в независимой Украине пришелся на период президентства Виктора Ющенко (2005 — 2010 гг). В самый разгар тогдашнего государственного «примаченковского» почти что культа (Виктор Андреевич Ющенко как патриот и коллекционер был в восторге от ярких гуашей из села Болотня, и весь истеблишмент немедленно «подстроился») саму фамилию женщины-легенды «перекрутили», и в официальных документах стали писать, как «Приймаченко». Даже Год Марии Приймаченко (не Примаченко) провели. Настоящим детективом, темной историей, стала и организация Фонда Марии Примаченко, которому родня художницы, в итоге, доверила распоряжаться ее наследием.

Середина прошлого десятилетия запомнилась и как пиковый период банального воровства. Так, в 2006-м, чуть не убив единственного сына Марии, Федора, тоже известного народного художника, из дома семьи Примаченко в селе Болотня Киевской обл. воры вынесли 120 — 150 работ мастерицы. Преступление это, как и большинство других, не раскрыто. Впрочем, злые языки утверждают: при жизни Мария Авксентьевна настолько щедро раздаривала свои гуаши, и так много их написала (а учета никто не вел), что внимание следует обращать и на «нечистых на руку» арт-бизнесменов — в настоящее время, мол, рынок переполнен примаченковскими «фальшивками»…
Коротконогий зверь. 1983 г. Бумага, гуашь.
Коротконогий зверь. 1983 г. Бумага, гуашь
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
Читать дальше
.
Яркие, «мультяшные» картины Примаченко особенно нравятся детям.
Яркие, «мультяшные» картины Примаченко особенно нравятся детям.
Но, ни об этом, ни о других насущных проблемах современного отечественного «примаченковедения» на открытии в МА, конечно, не говорили. В Арсенале царило праздничное настроение. И лишь отдельные мелкие оговорки, и просто мелкие «случаи» (как написал бы Даниил Хармс — большей ценитель «детской» спонтанности и наива в творчестве), накладывались на общий «нарядный» фон события.
Просто Мария. В киевском Мыстецьком Арсенале – масштабная выставка «наивных» картин Марии Примаченко

«Наше все» и наши все

… Много, очень много картин Примаченко. С подсветкой и без оной. Цветы и звери. Человеческие фигурки с подписями. Белый фон работ — черный фон работ — цветные фоны, и снова белый (в разные периоды творчества у художницы были разные предпочтения). Подход к формированию экспозиции близок к уже привычному (просто картины) в Музее декоративного искусства. Жаль, что плотный монолит примаченковского «текста» разных лет лишен попыток нового осмысления, или даже… игры. А ведь по рисункам «просто Марии» даже выпускали мультики, да и «анимационный» ролик с рекламой выставки получился привлекательным и многообещающим! Было бы интересно увидеть новую репрезентацию творчества великой Марии. А пока что «дежа вю» музейных практик 1970-х — начала 1980-х усиливают редко выставляемые антивоенные гуаши, выполненные в духе советской пропаганды, и даже с поучениями главному «гонщику вооружений» Рейгану. Впрочем, кто сейчас помнит про эти, не самые известные, картины Примаченко? А в музее их точно еще долго не выставят.
Слева: «Господин Рейган на цю картину подивися яка ця атом важка і тяжола и нерозумна…» 1986 г. Спра
Слева: «Господин Рейган на цю картину подивися яка ця атом важка і тяжола и нерозумна…» 1986 г. Справа: «Цей звір позіхає і дружби ні з ким не має сонце йому не світить люди спасибі не скажуть скоро його ізвяжуть», 1984 г.

Слева: «Господин Рейган на эту картину посмотри какая эта атом тяжелая и тяжкая и безмозглая…», 1986 г. Справа: «Этот зверь зевает и дружбы ни с кем не имеет солнце ему не светит люди спасибо не скажут его скоро повяжут», 1984 г.
Впрочем, попытка взглянуть на творчество художницы с иного ракурса все же сделана: на стене рядом с 

Впрочем, попытка взглянуть на творчество художницы с иного ракурса все же сделана: на стене рядом с фото самой Марии — неоднозначно воспринимаемый список «памятных дат» — событий, которые пришлись на период жизни художницы. Составители припомнили и полет Гагарина, и захват дворца Амина в Афганистане, аварию на ЧАЭС и начало «перестройки», и т. п. Получается, ее «былинные» образы возникали на фоне быстро меняющейся современности — есть чему удивляться.

Две главные женщины, без которых не состоялась бы ретроспектива Марии Примаченко: гендиректор МА Нат
Две главные женщины, без которых не состоялась бы ретроспектива Марии Примаченко: гендиректор МА Наталья Заболотная и директор Национального музея украинского декоративного искусства Адриана Вялец.
«І вот гора і вот друга поміж тими гороньками котилася зоря о і то не зоря дівчина моя з новенькими
«І вот гора і вот друга поміж тими гороньками котилася зоря о і то не зоря дівчина моя з новенькими відерцями по водіцу йшла рання роса дівка боса ноженьки щемлять постой дівко не іди швидко дай коню води ти козаче молоденький ще не знаєш біди як до мачухи пізно з водою іти».

(«И вот гора и вот вторая промеж тех горушек катилася звезда ой то не звезда девушка моя с новенькими ведерцами по водицу шла ранняя роса девка боса ноженьки щемят постой девка не иди быстро дай коню воды ты козаче молоденький еще не знаешь беды как до мачехи поздно с водой идти». Бумага, гуашь
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
Читать дальше
, 1982 г.)
— Передайте кто-нибудь нашим чиновникам, нашему Министерству культуры — на пресс-конференции вдруг «срывается» Наталья Заболотная, гендиректор МА и вдохновитель всех здешних мегапроектов, — сколько в фондах наших музеев всего лежит. И никто этого не видит. В Нацхуде 200 работ Примаченко — и кто их видит? В Лаврском заповеднике, в Музей украинского декоративного искусства — 650. И — что?.. А мы бы у себя в Арсенале могли бы дать место и этому музею. И Музею исторических драгоценностей. Да всем музеям из Лавры! Пусть переезжают.

Увы, пока что вместо открытия новых музеев, да хотя бы Марии Примаченко и Катерины Билокур, — довольно шаткое положение всех музеев, работающих на территории Национального Києво-Печерского историко-культурного заповедника.
«Первая леди» страны Марина Порошенко пришла на выставку вместе с детьми, — знакомилась с экспозицие
«Первая леди» страны Марина
Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. Читать дальше
Порошенко пришла на выставку вместе с детьми, — знакомилась с экспозицией перед официальной церемонией открытия. И вела себя очень скромно.
— Девушка, отойдите — тут жена президента будет идти! — как-то очень буднично шепчет мне охранник в темном костюме. Толком не расслышав, но сильно удивившись, я делаю три шага назад. И мимо меня проходит Марина
Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. Читать дальше
Порошенко
с целой стайкой детей, от совсем маленьких до младшеклашек. Охраны, кроме «моего» молоденького секьюрити и парочки таких же, нет. Помпы — тоже нет. Зато, углядев «первую леди», со всех сторон сбегаются фотографы и просто зеваки со смартфонами. Г-жа Порошенко проходит быстро и как-то робко — явно не хочет мешать другим посетителям.
Помещение, тем временем, заполняет человеческое море — словно шлюз открылся. Многие одеты в этническом стиле, женщины — в соответствующих случаю украшениях, с вышитыми сумочками.
Хотя о дресс-коде речи не шло, многие посетители на открытие выставки Примаченко пришли, одетые в эт
Хотя о дресс-коде речи не шло, многие посетители на открытие выставки Примаченко пришли, одетые в этническом стиле.
Мария Авксентьевна расписывала и керамику. Но таких ее произведений сохранилось относительно немного
Мария Авксентьевна расписывала и керамику. Но таких ее произведений сохранилось относительно немного, так как главным образом она работала с гуашью.
Очередь желающих попасть на открытие выставки. Все очень демократично.
Очередь желающих попасть на открытие выставки. Все очень демократично.
— Примаченко — это, можно сказать, наше все. Которое, правда, нигде больше в таких количествах не увидишь. Разве что, в аэропорту сейчас висят копии… Так пусть люди смотрят, когда есть возможность. Чудо — что хотя бы до середины марта есть такая возможность, — резюмировал знакомый художник.

Выставка работает до 13 марта 2016 г.