Люсьен Фрейд, Альберто Бурри, Адриан Гение: на вечернем аукционе «Сотбис» работы современных мастеров были проданы по рекордной цене.
Новые рекорды, превзошедшие ожидания экспертов, были поставлены 10 февраля на вечернем аукционе современного искусства «Сотбис». Такие результаты обусловлены на удивление высоким интересом покупателей к представленным работам. Так, за обладание картиной Люсьена Фрейда (Lucian Freud, 1922−2011 гг.) «Беременная девушка» боролись сразу шестеро претендентов. Портрет
17-летней Бернардины Каверли, написанный Фрейдом в 1960−61 г. незадолго до рождения их дочери Беллы и хранившийся в частной коллекции более 30 лет, был продан за $23 214 243, что в полтора с лишним раза превышает его предпродажную оценку. Один из ранних образцов знаменитой фрейдовской манеры изображения обнаженной натуры, «Беременная девушка» вошла в четверку самых дорогих работ эпатажного мастера.
Почти вдвое превзошла предыдущий рекорд художника работа Альберто Бурри «Sacco e Rosso» (Мешковина и красный), за которую отдали $13 172 525. Эта сумма, хоть и близка к нижней границе экспертной оценки, в несколько раз выше стоимости инсталляции в 2007 году — тогда она была продана на аукционе «Кристис» за $3,8 млн. Результаты последних торгов ставят Альберто Бурри в один ряд с такими послевоенными итальянскими художниками как Пьеро Мандзони и Лучо Фонтана. Их работы «Ахром» (Пьеро Мандзони, ок. 1959 г., продана за $3 778 659) и «Пространственная концепция, ожидания» (Лучо Фонтана, 1961 г., продана за $1 916 083) также вошли в топ-20 прошедшего аукциона.
Небывалый ажиотаж вызвала картина молодого художника Адриана Гение «Подсолнухи в 1937 году». Огромное (2,8×2,8 м) полотно, на которое претендовали девять покупателей, было продано за $4,5 млн., что впятеро превышает самые смелые оценки экспертов. Название работы отсылает к пропагандистской кампании борьбы с «дегенеративным искусством», развернутой нацистами в 1937 году. В списках «оскорбительных» тогда оказались более 16 000 произведений искусства, в числе которых были и работы Винсента Ван Гога, чьим последователем считает себя Адриан Гение. На сегодняшний день в творчестве берлинца румынского происхождения Гение «Подсолнухи в 1937 году» — самая дорогая картина.
Адриан Гение, «Подсолнухи в 1937 году» (2014 г.)
Шесть покупателей изъявили желание приобрести фотографический триптих Ая Вэйвэя «Роняю урну династии Хань». На нем скандальный китаец изображен разбивающим древнюю вазу, изготовленную около двух тысяч лет назад в эпоху правления династии Хань — «золотой век» китайской истории. Подобными бунтарскими выходками Ай Вэйвэй призывает переосмыслить ценность, которой наделяются объекты культуры, противопоставляя традиционализм и современность. Что ж, в определенном смысле художник преуспел в своем замысле.
Эта работа Ай Вэйвэя ушла с молотка за $1 091 806, что превосходит не только предварительную оценку, но и стоимость самой уничтоженной реликвии.
Ай Вэйвэй, «Роняю урну династии Хань» (1995−2004 гг.)
Общая стоимость работ, проданных 10 февраля на аукционе «Сотбис», превысила $100 млн. Таким образом, экономические трудности не мешают ценителям современного искусства повышать ставки.
По материалам Sotheby’s и artdaily.com