А что на второй базе?
На фоне первого открытия в Мюнхене австрийские «показатели» скромнее, однако если вспомнить, о каких работах идет речь — впечатление все равно будет сильным. Море, Ренуар, Пикассо… Как известно, правительство Германии неохотно расставалось с информацией по каждой части коллекции Корнелиуса Гурлитта (Cornelius Gurlitt): данные об обнаруженных в 2012 году шедеврах были открыты лишь осенью 2013. И только теперь оказалось, что некогда конфискованные нацистами картины «зальцбургской» части коллекции, попавшие к Гурлитту, также были недавно учтены и перепрятаны властями. Напомним, в ноябре 2013 г. в мюнхенской квартире незаметного и неучтенного во всех официальных системах Корнелиуса Гурлитта было случайно обнаружено около 1,4 тысячи работ знаменитых художников, считавшиеся погибшими в бомбежке Дрездена в 1945 году — об этом некогда заявил отец Корнелиуса, арт-дилер Хильдебранд Гурлитт, собравший шедевры.Чужие сокровища: что и почем?
«Коллекция Гурлитта» — это картины, рисунки, наброски модернистов и старых мастеров мировой величины, с четким «нацистским следом» в своей истории (печальный «конфискат» т.н. «дегенеративного искусства», и прочие неприглядные операции по изъятию картин у владельцев, жертв Холокоста). Первая часть коллекции была обнаружена в Мюнхене. Среди сокрытых коллекционером работ — преимущественно полотна модернистов: Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Отто Дикса, Эмиля Нольде, Франца Марка, Пауля Клее, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Макса Либермана и многих других. Также есть и картины старых мастеров и художников ХІХ-XX веков. Продолжение перечня имен также звучит, как музыка: Дюрер, Каналетто, Делакруа, Матисс, Тулуз-Лотрек, Роден, Франческо Гварди, Жан-Оноре Фрагонар… Продолжим? Работы Энгра, Родена, Делакруа, Гогена, Мане, Тьеполо, Хокусаи…Закон и мораль — на сайте Гурлитта.
Что же касается самого 81-летнего Корнелиуса, то полиция ничего не может сказать по поводу его нынешнего местонахождения. Умалчивает об этом и его официальный сайт, открывшийся на днях. Картин там, впрочем, нет, зато информации и разъяснений — более чем достаточно.
Откуда картины, отец?
Гурлитт — отец был арт-дилером нацистов в 1930-е годы. Семья была сплошь творческая (отец-архитектор занимался историей искусств, дядя — опальный при нацистах композитор), а Хильдебранд Гурлитт поначалу у нацистов был в немилости. И бабушка еврейских кровей, и сам внук выставлял и продавал картины «дегенеративного искусства», которому нет места у истинных арийцев. Однако Гурлитт-старший был назначен арт-дилером будущего «Музея Фюрера» в Линце. Сегодня историки склоняются к мысли, что работая на нацистов, Хильдебранд Гурлитт приобретал картины вполне легально.При фашистском режиме полотна модернистов были причислены к «дегенеративному искусству», от которого власть старалась поскорее избавиться, прокатив напоследок «уродство» по стране и впоследствии обменяв на «настоящие шедевры» для планировавшегося супермузея Гитлера. Так что тогда эти картины стоили сущие гроши.
Почем «дегенераты»?
315 работ из коллекции Гурлитта выставлялись на легендарной выставке «дегенеративного искусства» в 1937 году. Картины изъяли из музеев Германии, как пример позорного и подлежащего уничтожению искусства. Так что Хильдебранд Гурлитт «оптом» выкупил у министерства пропаганды нацистской Германии в 1940 г. 200 работ всего за 4000 швейцарских франков, и в 1941 — еще 115 работ. Честная сделка, кстати.Таможня нашла добро!
…Корнелиус Гурлитт — одинокий 81-летний наследник ушедших родителей, говоривших о гибели коллекции. Он всегда слыл отшельником и не подпускал к себе и к дому даже самых родных и близких. На протяжении всей жизни Гурлитт придумывал разные схемы по продаже картин, которые крайне изредка реализовывал «на пропитание», прикрываясь именами своих родственников. Так, полотно Макса Бекмана «Укротитель львов» было продано на кельнском аукционе Lempertz за €864 тыс. Впрочем, часть выручки Гурлитт честно разделил с наследниками художника.Собственно, из-за одной из таких «схем» Гурлитт и погорел 22 сентября 2010 года: после сделки в Швейцарии все было гладко. Да вот только пограничники в поезде из Цюриха выделили одинокого пожилого пассажира, который куда-то ездил всего на один день, да еще изрядно нервничал. Банальная проверка документов — и удивлению нет границ. 9000 евро наличными (нонсенс!), цель поездки — визит в картинную галерею, и, собственно, «человек-невидимка»: Гурлитт нигде не зарегистрирован и не оформлен. У него нет налогового номера, официальных источников дохода, пенсии, медицинской страховки — как так? Дальнейший визит налоговой в его также непонятно как оформленную и оплачиваемую Мюнхенскую квартиру показал… коллекцию.
На чемоданах законности.
Шедевры хранились в шкафах, чемоданах, и отчасти — на стенах не слишком большой квартирки далеко не в самом лучшем доме и районе. Впрочем, с картинами было все отлично: сохранность — на высоте. Еще и с документацией полный порядок: были обнаружены бухгалтерские книги Гурлитта-старшего, с именами еврейских коллекционеров, у которых были выкуплены работы. Однако в целом история коллекции — «нехорошая».
Предъявите!
Эксклюзивное право на первую публикацию информации о картинах из коллекции Гурлитта имеет сайт Комиссии по украденным произведениям искусства в Европе (Commission for Looted Art in Europe) Lostart.de. При публикации первых же 25 работ сервер пал — туда пытались одновременно зайти 4, 8 млн. человек. Но был быстро восстановлен и в настоящее время содержит фото и информацию о 458 работах «мюнхенской» части коллекции Гурлитта. В настоящее время над провенансом (происхождением) работ работают шесть экспертов. Предполагается, что история 970 из 1406 работ — «чистая», так что, видимо, большую часть коллекции Гурлитт получит обратно. Насчет остальных работ вопрос открыт.А вот на требование обнародовать еще и «зальцбургские» сокровища Гурлитт ответил отказом: экспертиза подтвердила, что эти полотна не были конфискованы из музеев или украдены из частных коллекций, и являются полновесной частной собственностью коллекционера
Претенденты.
Вот некоторые дела, с которыми, видимо, придется разбираться Гурлитту.— Адвокат из Нью-Йорка Дэвид Торен (88 лет) заявил, что полотном «Всадники на пляже» Макса Либерманна владел его двоюродный дед, еврейский фабрикант Дэвид Фридман. Его виллу в Бреслау отобрали нацисты, а в коллекции были также работы Анри Руссо и Камиля Писсаро
— Потомки дрезденского адвоката Фрица Глейзера, продавшего свои работы по бросовым ценам для спасения жизни, известили, что многие картины были опознаны в коллекции Гурлитта — полотна Отто Грибеля, Кристофа Волла, Вильгельма Лахнита и других. Также Глейзер владел картинами Пауля Клее, Эмиля Нольде, Василия Кандинского, Оскара Кокошки и других известных художников. Видимо, речь идет о 200 работах
— Полотно «Аллегорическая сцена» Марка Шагала было украдено нацистами у еврейской семьи Блюмштейн, до Второй мировой живших в Риге. Ее оценивают в 1,8 миллиона долларов. Дети владельца полотна Савелия Блюмштейна Нил и Филипп живут в США. «Отец часто говорил о картине Шагала и других произведениях искусства, которые у него украли нацисты», — говорят они.
— Внучка французского торговца произведениями искусства Поля Розенберга — французская журналистка Энн Синклер, будет добиваться возвращения картин, конфискованных у ее деда. В частности, картины Матисса, найденной у Гурлитта.
Есть вопросы? Идите на сайт!
В настоящее время в Германии против коллекционера заведено уголовное дело по статье о неуплате налогов, также выдвинуто обвинение в присвоении чужого имущества. Затворник все отрицает, отказывается менять картины за амнистию, и требует возврата полного собрания обожаемых предметов искусства. И после этого, как сказано на сайте Гурлитта, он готов заняться процедурой возврата части картин наследникам коллекционеров — жертв Холокоста. Итак, теперь с подробностями можно ознакомиться на сайте Корнелиуса Гурлитта: материалы пока преимущественно на немецком, но английская часть оперативно пополняется.Жаль только, что картинок нет!