Неспокойное начало года в арт-мире! В США будут в судебном порядке решать судьбу картин трёх великих импрессионистов — Ренуара, Моне и Дега. Во Франции патриарху арт-дилерской династии грозит 10 лет тюрьмы за налоговые мошенничества. А в Испании удалось снять «химические отпечатки пальцев» Пикассо, что может основательно затруднить работу мошенникам будущего. Хотите знать подробности? Пожалуйста!
Иск к покойнице
Сена в Аржантёе
1875, 59.8×79.8 см
Импрессионисты снова в центре скандала. На этот раз суд в США будет решать судьбу картины «Сена в Аржантёе» Клода Моне, «Лошади на лугу» Эдгара Дега и «Натюрморт с инжиром» Пьера-Огюста Ренуара. Марк и Андре Зальц, сыновья покойного арт-дилера и коллекционера Сэма Зальца, обвинили свою мачеху Джанет Трегер-Зальц в том, что с конца 1980-х по 2000 годы она незаконно продала на аукционе эти шедевры стоимостью в миллионы долларов. Интересно то, что женщина также скончалась — в прошлом году, 99 лет от роду.
Лошади на лугу
1871, 31.8×40 см
Моне, который первоначально был продан в 1988 году, вновь появился на Sotheby’s в Лондоне в 2014-м, где ушёл с молотка за 14,5 млн долларов. Продавцом был покойный предприниматель Ральф Уилсон, а кто приобрёл работу — неизвестно. Между тем, полотно Дега, которое было продано в 1995 году, сейчас принадлежит Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Ренуар был якобы продан в 2009 году и, скорее всего, находится в частной коллекции.
Натюрморт с инжиром
XX век, 21×31 см
Братья Зальц утверждают, что шедевры по праву принадлежат им, а иск подан на наследников Трегер-Зальц.
Даллас-на-Сене
А французский арт-мир следит за судебным разбирательством по делу главы династии Вильденштейнов, которого обвиняют в мошенничестве с налогами. 70-летнему Гаю Вильденштейну грозит до 10 лет лишения свободы. И всё — из-за спора по поводу наследства внутри семьи. Эту войну, достойную мыльной оперы, уже окрестили «Далласом-на-Сене».
Гай Вильденштейн c женой Кристиной в парижском Лувре. Фото via telegraph.co.uk
Франко-американец Гай Вильденштейн является наследником трёх поколений богатых арт-дилеров и заводчиков породистых скаковых лошадей. Французские налоговики считают, что путём махинаций он сокрыл от казны более чем 550 млн евро после смерти своего отца Даниэля в 2001 году и брата Алека в 2008-м.
Последний стал знаменит из-за грязного развода со швейцарской светской львицей Джослин Периссе по прозвищу «Невеста Вильденштейна»: её лицо изуродовано после неудачных пластических операций, которые должны были сделать черты более «кошачьими».
Фото: Rex Features / Fotodom
Фото: Rex Features / Fotodom
Вторые жены и вдовы Даниэля и Алека начали войну за свою часть наследства, обвинив Гая в сокрытии значительной части унаследованного состояния. Это привлекло внимание французских следователей, которые начали исследовать дело в 2010 году, а в 2014-м потребовали налоговых корректив в сотни миллионов евро.
Судебное разбирательство приостановлено по техническим причинам и возобновится 4 мая.
«Химические пальчики» Пикассо
Учёные изучают картину «Человек в берете», которую Пикассо написал в возрасте 14-ти лет. Фото: Museu Picasso/ Universitat de Barcelona
Интересные результаты получили учёные из университета Барселоны и Музея Пикассо, проведя неинвазивное исследование ранних работ Пабло Пикассо. Изучение картин, написанных между 1895-м и 1900-м годами, дало то, что эксперты назвали «химическим отпечатком пальцев творчества молодого художника». Это может оказаться бесценной помощью при аутентификации и обнаружения подделок.
«"Химические отпечатки пальцев» — это не только используемые материалы, но и следы, которые, например, дают подсказки о том, где Пикассо купил пигменты. Это прочная научная основа для исследования", — пояснил инженер-химик Хосе Франсиско Гарсия Мартинес.
Человек в берете
1895, 50.5×36 см
При составлении данных для «химических отпечатков пальцев» исследователи не только аналитически обнаружили пигменты, используемые Пикассо во время раннего периода, но также проанализировали грунтовку, которой он готовил свои холсты.
Анализ показал, что на холсте с изображением мужчины в берете ранее были написаны голуби. Фото: Museu Picasso/ Universitat de Barcelona
«Химические отпечатки пальцев» помогут миру искусства бороться с мошенничеством. В октябре учёные разработали уникальную систему нанесения синтетических ДНК-отметок на произведения для предотвращения подделок. Впрочем, по признанию испанцев, им предстоит ещё много работы, поскольку «когда вы отвечаете на один вопрос, ответ поднимает ещё больше вопросов».
Рентгеновское исследование показано, что на «Автопортрете в парике» (1897) сначала был изображён мужчина в большой шляпе. Фото: Museu Picasso/ Universitat de Barcelona
У всех этих трёх историй есть одна общая черта: наследство (или наследие) важно не только получить. Его сохранение — тоже нелёгкая задача.
По материалам news.artnet.com и artdaily.com