Увлекательный квест предлагает ценителям искусства Музей Франса Халса в голландском Харлеме. Выставка «Ян ван Скорел — Божественное открытие» фокусируется на периоде, когда этот нидерландский живописец жил и работал в Харлеме. Реставраторы восстановили одно из важнейших полотен тех лет — «Крещение Христа». Они обнаружили, что картина подвергалась редакции, и под слоями лака и краски скрывается множество оригинальных деталей. В частности, фигура Бога-отца.
Посетителям предлагается внимательно рассмотреть картину и найти на ней маленькие секреты. Мы же раскроем вам их вслед за кураторами.
Крещение Христа
1530, 120.5×156.5 см
Ян ван Скорел бежал в Харлем в 1527 году во время политических волнений в Утрехте. На новом месте художник оставался в течение всего трёх лет, но за это время создал свою первую мастерскую, и его присутствие оказало важное влияние на развитие живописи в этом городе. Среди его учеников и помощников был, в частности, амбициозный Мартен ван Хемскерк.
Значимость ван Скорела для голландской живописи XVI века трудно переоценить. Он был первым голландским художником, который познакомился с искусством Возрождения во время своей поездки в Италию, и привнёс оттуда много нового в харлемскую школу. На «Крещении Христа» можно найти отсылки к работам его итальянских коллег. Так, например, девушка с гребнем в левой части полотна очень напоминает персонаж росписи Рафаэля «Давид и Вирсавия». А одевающийся мужчина за ней — старого солдата с картона Микеланджело «Битва при Кашине».
Слева: Рафаэль Санти, фрагмент росписи «Давид и Вирсавия» на потолке в Музеях Ватикана; справа: Ян ван Скорел, фрагмент картины «Крещение Христа»
Сверху: фрагмент картона Микеланджело «Битва при Кашине» (отражённое изображение); снизу: фрагмент картины Яна ван Скорела «Крещение Христа» (прямое изображение)
Впервые за века «Крещение» Яна ван Скорела выставлено без пожелтевшего лака, обесцвеченной ретуши и слоёв краски, прописанных поверх оригинала щедрой рукой. Выставка исследует историю создания картины и иконографию, технику живописи и деревянную основу, которую нарастили в конце XVI века.
Очертания фигуры Бога-отца реставраторы обнаружили за облаками в верхней части картины, справа от дерева
Наряду с отреставрированной картиной зрителям предоставлена возможность полюбоваться другими крупными работами ван Скорела того периода, в том числе «Марией Магдалиной» из Рейксмюзеума и «Мадонной с дикими розами» из Центрального музея Утрехта.
Мария Магдалина
1530, 76×67 см
Мадонна с дикими розами
1530, 52×44 см
О том, как проходили исследования и восстановление «Крещения Христа» рассказывает 10-минутный фильм.
Рассмотреть в деталях картины Яна ван Скорела в Музее Франса Халса можно до 13 марта 2016 года.
По материалам официального сайта музея. Главная иллюстрация: реставраторы Джессика Редер и Йоринда Коенен за работой; фотограф — Рене Герритсен