Фердинанд Боль (24 июня 1616, Дордрехт – 24 августа 1680, Амстердам) – голландский художник, гравёр и рисовальщик; ученик
Рембрандта, успешно перенявший стиль своего наставника.
Особенности творчества Фердинанда Боля. Художник столь искусно подражал Рембрандту, что некоторые его произведения несколько веков приписывались учителю. Хотя стиль Боля менялся на протяжении всей карьеры, в его творчестве преобладают те же мотивы, что и у Рембрандта – исторические сюжеты, портреты и трони (модели в экзотических костюмах). Примерно в 1650 году вкус Боля адаптировался к более «современным» тенденциям: палитра стала светлее, а в фигурах появилось больше благородства и элегантности. Ни один другой художник в Амстердаме не получал столько официальных заказов, сколько он.
Известные картины Фердинанда Боля: «Портрет пожилой дамы, возможно Элизабет Бас»,
«Автопортрет со спящим амуром»БиографияФердинанд Боль был крещён в Дордрехте 24 июня 1616 года, его родителями были хирург Бальтазар Боль и Таннеке Фернандес. Первые уроки живописи будущий художник получил в родном городе, однако, кто был его учителем – неизвестно. Логично предположить, что это
Якоб Герритс Кёйп (1594–1652), самый уважаемый и талантливый мастер в Дордрехте. Давняя гипотеза о том, что Боль получал образование в Утрехте у
Абрахама Блумарта (1564 – 1651) недавно была опровергнута.
Своё обучение живописец завершил в 1635 году, о чём свидетельствуют четыре нотариальных документа, которые он подписал тогда как
«Фердинанд Боль, художник» – то есть полноправный мастер. В следующем году он оставил родной город и отправился в Амстердам, где поступил в мастерскую Рембрандта. Боль быстро овладел его стилем и работал полноценным помощником несколько лет – примерно до 1642 года. После этого он начал собственную успешную карьеру независимого исторического художника и портретиста.
Вслед за своим учителем Фердинанд Боль создал множество портретов-трони (
1,
2,
3), первый из которых датируется 1644 годом. Несколько лет – примерно до 1650 года – он в значительной степени ориентировался на стиль Рембрандта. Яркий пример тому – портрет Элизабет Бас, вдовы богатого владельца таверны. Сейчас большинство учёных рассматривает эту картину как раннюю работу Боля, хотя до этого она считалась важным произведением Рембрандта.
Растущая репутация Фердинанда Боля была подтверждена первым крупным заказом в 1649 году –
портретом регентов приюта для прокажённых (лепрозория). Палитра этого группового изображения сильно напоминает Рембрандта, однако позы натурщиков предвосхищают ту элегантность, которая станет всё более характерной для работ Боля после 1650 года.
В октябре 1653 года Боль женился, и благодаря своему тестю, виноторговцу Элберту Деллу, стал вхож в высшие круги Амстердама. Новые родственники сыграли ключевую роль в его карьере, способствуя получению престижных и высокооплачиваемых заказов от различных муниципальных структур. Однако успех художника объясняется не только таким покровительством, но и его большим талантом.
В 1655 году Боль стал главой Гильдии святого Луки. А в 1658 году он вместе с
Говертом Флинком и двумя другими художниками признался в том, что он рисовал обнажённых женщин, что в те времена было незаконно.
В 1660 году Лизбет, жена Фердинанда Боля, умерла сразу после рождения сына Бальтазара. Художник же был очень загружен работой. В последующие годы он выполнил несколько крупных заказов как от частных лиц, так и от муниципалитетов, причём не только в родном городе, но и в соседних – Лейдене и Утрехте.
10 октября 1669 года – через несколько дней после похорон Рембрандта – Боль женился на сказочно богатой вдове Анне ван Эркель. Художник был знаком с ней давно: примерно за двадцать лет до этого он написал её с мужем Эразмом Схарлакеном, казначеем Адмиралтейства,
на свадебном портрете в виде Исаака и Ребеки.
Теперь, согласно брачному контракту, живописцу принадлежало шестьдесят картин, а его имущество оценивалось в огромные 14 тысяч 800 гульденов. Супруга же была как минимум втрое богаче. Болю больше не нужно было зарабатывать на жизнь. Вскоре после заключения брака он практически перестал писать и жил в основном за счёт вложений.
Экономический кризис, завершивший Золотой век Голландии в 1672 году, похоже, не затронул Фердинанда Боля и его жену. Мало того, судя по налоговым записям 1674 года, их первоначальное состояние даже возросло. Как и положено человеку его положения, художник вошёл в советы нескольких муниципальных учреждений. В 1675 году его изобразил на картине
«Шесть регентов и комендант дома для престарелых в Амстердаме» Питер ван Анрадт. Боль сидит в дальнем левом углу стола.
Анна ван Эркель умерла в апреле 1680 года. Боль пережил свою жену всего на несколько месяцев и был похоронен 24 июля того же года.
Автор: Влад Маслов